Основные мотивы лирики
В поэзии «серебряного века» Сергей Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание.
Уж не сказ ли в прутике Жистъ твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль. Но не только это привлекает нас в стихах
В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам. Я — пастух; мои палаты — Межи зыбистых полей. По горам зеленым — скаты С горком гулких дупелей. В первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница» его лирика еще легка и безмятежна, в нее редко вторгается «проза» народного быта. «Мирок», «белая бахрома» и «сонная тишина» говорят о душевном
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом. Точно серебром. Россия еще утопает в мягкой тиши.
В раннем творчестве любовь к Родине у Есенина воплотилась именно в чувствах к тихому патриархальному быту деревеньки с ее хороводами у костров, весенней пахотой, крестьянской жизнью: Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Поэт напоминает очарованного странника, пораженного красотой окружающего мира.
В юности он еще не видит будущих разочарований, поэтому нет еще горечи о прошедшей любви. Есенин повествует о ней, как о чем-то милом и теплом. Она прошла, но так и должно быть. А воспоминания о ней полны нежности. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.
Но постепенно поэта начинает тяготить «край дождей и непогоды»: «Устал я жить в бедном краю». Теперь Есенина влечет к себе городская жизнь, но в городской суете поэт понимает всю молчаливую красоту деревенской жизни. Где ты, где ты, отчий дом? Гревший спину под бугром?!
Теперь стихи наполняются ностальгией, но в — них входят и новые мотивы — мотивы жизни городских рабочих.