Мой Маяковский
Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным, непонятным и нескладным. Сказалось также сложившееся о нем представление как о певце революции.
Да, это действительно так, потому что даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями поэта неизменно присутствует красный цвет — цвет революции: В поцелуе рук ли, губ ли, В дрожи тела близких мне Красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. И подобно тому как превозносили поэта в первые годы советской власти, теперь,
Мой Маяковский… Да, этот поэт, некогда читавшийся по принуждению, теперь стал моим. Наиболее близка мне в его творчестве любовная лирика. Она достигает таких вершин чувства, что ей уже не хватает обычных слов — слишком серыми и бесцветными кажутся они.
И появляются образы-гиганты: «громада любовь», «любовища». Маяковский не умеет
Поэт беспредельности в одних стихах — вдруг становится нежным «мальчиком», с которым женщина играет, «как девочка с мячиком», в других — слова «кричат»: …душу вытащу, растопчу. Чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя… И вдруг — с громогласного крика переходит на шепот, исполненный отчаяния: Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. Маяковский для меня — это человек, смотрящий на мир и видящий его не так, как я. И этим он мне интересен.
Поэт привлекает своей неповторимостью, несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий: А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? И в то же время — удивительной трогательностью стиха: Подошел и вижу — за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти… И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. Нежность, ненависть, любовь, тоска и боль — вся гамма человеческих чувств представлена у Маяковского в самом ярком их проявлении. Безусловно, поэта можно любить или не любить, принимать его идеи или быть их противником.
Но то, что действительно достойно уважения — глубина чувства, постоянство, преданность идее, — это неизменно присутствует в стихах Маяковского. Но он умел быть и другим — насмешливым, едким, беспощадным. Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского.
И сразу задумываешься о том далеком или только кажущемся далеким времени в истории моей страны. Начало века, коренная ломка всех устоев и жизненного уклада страны. Революция, принесшая совершенно новый взгляд на мир.
Кто-то воспринял ее с восторгом, кто-то занял выжидательную позицию , кто-то не принимал ее и страдал. А вот некоторым было все равно, на какой почве паразитировать. Такие люди, не имеющие собственных убеждений, приспосабливались ко всему, крича «Ура!», если это делали все вокруг, или — «Долой!», в зависимости от того, что было выгодно. Поиск выгоды, умение приспосабливаться, отсутствие каких бы то ни было нравственных понятий объединяет главных героев «Клопа» — Присыпкина, Баяна и семью Ренессанс. Для того чтобы получше устроиться уже в новой жизни, можно сменить фамилию Присыпкин на «аристократический» псевдоним Скрипкин, совершить выгодную сделку — обмен профсоюзного билета на парикмахерскую.
Обывательщиной и пошлятиной пронизаны души этих людей, низменные чувства видны в каждом их поступке. Да, 20-е годы, борьба с мещанством… Но если вдуматься более глубоко, то станет ясно, что комедия, написанная Маяковским на злободневную тему, волновавшую всех в ту уже далекую от нас, молодых, эпоху, то невольно напрашивается вопрос: «А что, неужели среди нас нет Присыпкиных и Баянов?» Несомненно, есть. И именно поэтому комедия Маяковского имеет не только историческую подоплеку, но и затрагивает общечеловеческие ценности. Маяковский был оптимистичен, предположив в своем произведении, что светлое будущее совсем недалеко — через какие-нибудь полвека.
Но, к сожалению, мы, люди, стоящие на пороге нового века, все еще не знаем противоядия против «клопов», паразитирующих в нашем обществе. Изолировать таких людей, как предложил Маяковский, невозможно. И становится грустно, так как эта комедия на самом деле имеет трагический подтекст: ни одна идея не может быть претворена в жизнь, не будучи опошленной грязью и низостью мещанской натуры.
Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского.
И сразу задумываешься… О чем? О сегодняшнем дне. Таков он — мой Маяковский. Сатирик и лирик.
Романтик и трезвый реалист. И всегда — Поэт.