Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Они сошлись…»
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны,
Потом понравились…
А. С. Пушкин
Во второй главе романа о жизни Евгения Онегина появляется новый персонаж — молодой сосед Владимир Ленский, о котором Пушкин пишет с улыбкой:
С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт.
Что общего было у скучающего скептика Онегина с пылким романтиком Ленским? Автор признает, что даже
Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой.
Но если они все-таки подружились,
Это прежде всего — писатели-романтики , выражавшие свободолюбивые мечты молодого поколения, раскрывавшие богатство внутренней жизни личности в противовес высокому происхождению и служебному положению.
Ленский, молодой русский дворянин, учившийся в Германии, был увлечен идеями немецкого романтизма. Он привез в Россию не только «учености плоды», но и «вольнолюбивые мечты».
Для Онегина же ближе был Байрон с его культом демонической личности вроде Чайльд Гарольда или Наполеона. Он не мог принять восторженности мечтательного романтизма, его раздражало отсутствие у романтиков трезвого взгляда на жизнь. Поэтому они с Ленским о многом судили по-разному:
Меж ими все рождало спорыИ к размышлению влекло:Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все повергалось их суду.
Онегина удивляли наивность суждений и нравственная слепота его молодого приятеля, его неспособность понять даже близкого ему человека, которого он любил, — Ольгу. Для Онегина, как и для Пушкина, Ленский «сердцем милый был невежда». Но Евгений не спешил разочаровывать его:
Пускай покамест он живетДа верит мира совершенству;Простим горячке юных летИ юный жар и юный бред.
Различие между Онегиным и Ленским похоже на разницу между героем и подражанием ему, пародией на него. Ибо тоска и разочарование Евгения были подлинными, собственная неприкаянность раздражала и угнетала его. А восемнадцатилетний Ленский неслучайно выбрал не задумчивую Татьяну, а резвую жизнерадостную Ольгу. И Пушкин с горькой иронией прочил этому певцу «туманной дали» совсем другую жизнь:
Прошли бы юношества лета:В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат;Узнал бы жизнь на самом деле…
Как рассудить, что лучше — такая жизнь или нелепая смерть во цвете лет от руки друга? При всей суровости Пушкина к мечтательному романтизму в обрисовке характера Ленского нет сатирических черт. Поэт скорбит о Ленском, пишет о нем с болью и нежностью.
Но жизнь обычно беспощадна к людям подобного рода, не способным различать важные жизненные принципы и житейские правила, от которых можно и должно Отступать.
Получается, что презирающий свет и светские приличия, умудренный жизненным опытом Онегин и юный влюбленный Ленский оказались во власти одних и тех же ложных представлений о чести, во имя которых один подставил грудь под выстрел, а другой выстрелил в друга. Тут виновны и обмануты оба. Это их сближает. А что же в конечном счете разнит? То, что для Онегина никогда, ни при каких обстоятельствах невозможен счастливый конец.
Он — одинокий волк. До сих пор неясно до конца, мог ли Онегин примкнуть к декабристам. Но в любом случае — на каторге, в ссылке, просто в собственной деревне Онегин будет одинок и несчастен.
Неслучайно он прошел мимо чистой и наивной любви Татьяны: разделенная любовь — не для него.
Если рассматривать пушкинскую метафору построчно, обнаружится разница между человеком с уже сложившимся характером и убеждениями и юношей в процессе становления . «Волна» — это что-то изменчивое, текучее, «камень» — тяжелое и постоянное, «стихи» — легкое и возвышенное, «проза» — в данном случае скептическое и обыденное, «пламень» — яркое, неистовое, «лед» — твердое и безжалостное. Этот «лед» и погубил в конечном счете Ленского.
Так на примере судеб двух героев Пушкина мы видим, как люди умные, образованные и способные губили друг друга из-за ложно понятого чувства чести и неумения найти применения своим силам.