Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И писатель пытался, прежде всего, помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои В. Шукшина, подобно героям Л. Толстого, проходят путь нравственных исканий.
Писатель стремился раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни. Нравственные идеалы Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому
Герой произведения «Живет такой парень» — Пашка Колокольников — живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям. Этот герой вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает.
Иван Расторгуев — хранитель русской земли. Люба Байкалова сочетает в себе ум, сердечность, верность нравственным устоям семьи. Она не обретает счастье в жизни, но сохраняет идеалы добра, чистоты, душевности. Герои Шукшина размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни,
Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Они свято верят в реальность своего идеала, готовы до последнего защищать его. Поиск истины для героев Шукшина начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах. Рассмотрим рассказ «Срезал».
Привычная для Шукшина деревенская обстановка, виденные неоднократно его мужики, неторопливо беседующие на завалинке или в сельской избе… Но как меняется характер главного героя, его цели и авторская интонация. Обычно герои писателя — чудики, решающие глобальные, мировые проблемы.
Их не интересует собственный неустроенный мир и убогий быт. Автор повествует об этих людях с легкой теплотой, юмором. Здесь же все иначе. Герой этого рассказа, Глеб Капустин, «начитанный и ехидный» мужик.
Свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью Глеб вымещает на земляках, достигших определенных результатов в жизни: «И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу наваливался вечером народ — слушали какие-нибудь дивные истории или сами рассказывали про себя, если земляк интересовался, — тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал знаменитого гостя». В этом рассказе мы не слышим мягких и теплых интонаций автора. Нет, он не высказывает впрямую своего отношения к герою, но чувствуется его неприязненное отношение к нему, граничащее с презрением. Откуда такое злобное отношение к людям, достигшим успеха, сделавшим в жизни чуть больше тебя?
Глеб — «типичный деляга-кляузник», хотя не написал ни одного анонимного письма, по его собственному признанию. Но его желание «растоптать» успешных людей, смешать их с грязью, чтобы не высовывались, знали свое место, вызывает резкое неприятие автора. Шукшин рассуждает, вернее, дает почву для рассуждения на тему: посредственность агрессивна и потому вредна и опасна? Глеб немного начитаннее окружающих: он нахватался верхушек, отдельных фраз.
Герой бросается громкими и непонятными словами: «натурфилософия», «стратегическая философия», он спутал науку лингвистику с философией — «филфак» принял за философский факультет. Но это ему не важно. Капустин считает себя вправе унижать человека только за то, что он живет в городе, достиг определенного положения, «посмел приехать в деревню на такси». Его мелкое самолюбие тешится, когда земляки говорят: «Срезал ты его…» И в ответ звучит почти сакраментальная фраза Глеба: «Ничего, это полезно.
Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…» И все… Дальше читателям открывается простор додумать, почему это Глеб решает, кому что полезно?
Шукшин ставит перед человеком главную задачу — избавиться от эгоизма. Автор выступает против любой косности, давления на человеческую личность. Высокая творческая сила есть всегда сила глубоко сознательная. Подлинный художник всегда отдает себе отчет не только в том, что он делает, но и хорошо понимает при этом, для чего он это делает. Мы можем с уверенностью сказать, что для В. Шукшина величайшей целью литературы, искусства было помогать человеку понимать самого себя.
В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями. Как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя — деревенского мужика.
Он объясняет и доказывает, что человек думает и переживает одно и тоже, живет ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще вне зависимости от «места жительства».