Любовь и творчество в лирических отступлениях «Евгения Онегина» А. С. Пушкина

Роман Пушкина «Евгений Онегин» — произведение во многом новаторское. Это касается и его жанра, и его композиции, и его языка. Одним из нововведений Пушкина в этом произведении стал образ автора. Благодаря этому герою Пушкин смог рассуждать в романе о многих вещах, волнующих его. Так, он говорит с читателем о дружбе, молодости, обсуждает с ним своих знакомых и друзей, рассуждает о любви и творчестве.

Эти рассуждения «рассыпаны» по всему роману. В первой же главе автор вспоминает две пары женских ножек. Конечно, это символ прелестной

женщины, которую любил и до сих пор помнит Пушкин: Грустный, охладелый, Я все их помню, и во сне Они тревожат сердце мне. От этого «легкомысленного воспоминания» поэт переходит к более серьезным раздумьям. Он, легкими намеками, разворачивает перед нами целую любовную историю.

В воспоминаниях автора рисуется образ его возлюбленной: Взлелеяны в восточной неге, На северном, печальном снеге Вы не оставили следов: Любили мягких вы ковров Роскошное прикосновенье. Автор был безумно влюблен в эту прекрасную женщину. Он мучился и страдал, всей душой стремился еще хотя бы раз ее увидеть…

Но здесь автор сам себя прерывает.

Довольно! Любовь женщин также обманчива, как и их ножки: Они не стоят ни страстей, Ни песен, ими вдохновенных: Слова и взор волшебниц сих Обманчивы… как ножки их. Уже в первой главе романа Пушкин соединяет две темы — любовь и творчество. Любовь служит вдохновением для музы.

Все жизненные впечатления и эмоции вскоре оживают под пером поэта. Но все не так у самого Пушкина. Любовь не позволяет ему творить.

Его «ум темен», а мысли направлены совершенно в другое русло: «Но я, любя, был глуп и нем». Только остыв и забыв прошедшую любовь, Пушкин вновь мог творить: «Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум…» Далее в романе чередуются рассуждения о любви и творчестве. Так, в 4 главе романа автор рассуждает о женской психологии.

Он убежден, что «чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей». Эта мысль наталкивает поэта на рассуждение о «науке страсти нежной». Автор убежден, что времена разврата прошли. Они достойны только «старых обезьян Хваленых дедовских времян…» Далее поэт начинает рассуждать о верности женщин. Он иронично замечает, что, конечно, любовь женщин вернее всего, но… «Любовью шутит сатана», поэтому ничего нельзя гарантировать…

Автор делает вывод: любить нужно только самого себя. Это самый надежный и верный объект для поклонения: Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его. Тема творчества начинает развиваться в романе со второй главы.

Пушкин рассуждает о том, что хотел бы после себя оставить след. Этот след — его творчество: «Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук». Далее Пушкин рассуждает о своих творческих планах.

Иронично он предполагает, что, может быть, когда-нибудь будет писать прозой. О чем же будут его произведения? О преданьях русского семейства и нравах старины. В конце романа автор вспоминает о своей юности, когда он только начинал писать.

Пушкин вспоминает о начале своей творческой деятельности: И свет ее с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И в гроб сходя, благословил. После этого только муза была единственной верной спутницей поэта. Где бы он ни был, куда бы его не бросала судьба, — везде Муза вдохновляла и окрыляла автора.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Любовь и творчество в лирических отступлениях «Евгения Онегина» А. С. Пушкина