Народ в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”

Многие историки и литераторы сводили историю к деятельности выдающихся личностей, игнорируя роль народа. Произведение Алексея Николаевича Толстого – это не только повествование о самом Петре, но прежде всего о судьбе народа. Именно в жизни народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Роман “Петр Первый” проникнут стремлением показать самое главное – гений русского народа, без которого невозможны были бы никакие преобразования.

Факты народной жизни у Толстого не просто фон, на котором

разворачивается деятельность царя, а полные драматизма основные элементы повествования об эпохе. Так, например, полон гордости рассказ кузнеца Кузьмы Жемова: “Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал…Мои серпы до Рязани ходили…Латы моей работы пуля не пробивала…Кто лошадей кует? Кто бабам, мужикам зубы рвет? Жемов…”, В дальнейшем мы встречаем Жемова на постройке корабля.

С ним напарником работает сам Петр. Особенно богата образами простых людей третья книга романа. Характерна фигура живописца-самоучки Андрея Голикова. “…Сила чудная во мне пропадает… – говорит он царю. – Могу

порсуны писать, как бы живые лица человечьи… Могу писать морские волны и корабли на них под парусами и в пушечном дыму, – весьма искусно”. Развитие промышленности и культуры приобщило новых людей к государственной службе.

В романе ярко показаны купцы и предприниматели Демидовы, Жорины, Жигулин, Бровкин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Сила народа оттеняется в произведении Толстого противоречивостью отношений в обществе того времени. Писатель хотел глубже затронуть процессы, происходившие в крестьянской среде. Здесь противоречия наиболее остры.

С одной стороны, народ воюет во имя государства, строит его. С другой стороны, именно народ поднимает бунт под предводительством Булавина как раз в наиболее трагический для государства момент. Интерес писателя вызывает все: леса, полные разбойных шаек, уход в раскол, появление крепостных городских рабочих. Очень реалистично показано тяжелейшее положение народа.

Вторая книга романа заканчивается суровой и многозначительной картиной: бывший монастырский холоп Федька Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург. А Петр в это время пишет указ дать еще людей, “зело здесь болеют, а многие и померли…”. Прошедший сквозь многие беды, но все же сохранивший душевную силу, Федька Умойся Грязью символизирует свободолюбивый народный характер, которыми так богата Россия. Крестьянская революционность, вольнолюбие воплощается не только в образе Федьки, но и в фигурах Овдокима, Цыгана.

Трагичной и в то же время исторически необходимой выглядит в романе расправа с мятежными стрельцами. На лицах идущих на казнь людей не было заметно ни ужаса, ни страха смерти: “Одного из них провожала до плахи жена с детьми, – они издавали пронзительные вопли. Он же спокойно отдал жене и детям на память рукавицы и пестрый платок и положил голову на плаху.

Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: “Посторонись-ка, государь, я здесь лягу…”. Много внимания писатель уделяет раскольническому движению. Под внешней романтикой скрывалась мрачная действительность. Люди бежали от неволи к раскольникам, но попадали под власть еще более тяжкого гнета.

Правдоискатель Голиков с ужасом открывает, что старец Нектарий, пугавший всех ужасами геенны и держащий свою паству в вечном “постном голодании, сам по ночам воровски наслаждался медом. Вдохновитель самосожжения раскольников, он не разделил общей трагической участи и тайно сбежал. Тысячи же людей умирали стойко и мужественно.

Именно острая борьба отдельных людей и классов в романе “Петр Первый” дает ощущение подлинной жизни эпохи. Только в живых столкновениях может свободно и естественно развиваться действие. Без них оно превратилось бы в лишенное исторической правды описание “застывшего” состояния общества.

Толстой нарисовал реальную картину того, как тяжело, сопротивляясь, “кончалась византийская Русь”. Он показал непримиримость общественных противоречий, жестокость и беспощадность той далекой эпохи.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Тема любовной лирики в творчестве блока.
Сейчас вы читаете: Народ в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”