Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки в конце 1860-х годов. Его можно считать новатором, потому что, сохраняя главные особенности жанра, писатель старался приблизить его к современности. Фантастическая основа сказки позволяла в гротесковом, гиперболическом виде показать действительность. А эзопов язык и различные фольклорные иносказания создавали широкий простор для авторской иронии.
В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два социальных слоя, два противоположных общественных лагеря —
Они очень ограничены, потому как в той регистратуре генералы «родились, воспитались и состарились». Автор правильно подмечает, что генералы «ничего не понимали». Что вообще можно понять тем, кто сидит
Каковы же их первые действия? Сначала герои заплакали. Вряд ли они уверят нас этим поступком, что они — «настоящие мужчины». Плачущие генералы в ночных рубашках…
Ничтожный вид, недостойный таких титулованных особ! Салтыков-Щедрин с иронией описывает их: один генерал говорит сквозь слезы: «Ежели теперича доклад написать — какая польза из этого выйдет?» Да уж, теперь-то точно никакой пользы не выйдет! Но приносило ли это занятие пользу вообще когда-нибудь? Между строк мы читаем, что нет: власть должна заниматься, прежде всего, реальными делами, приносящими пользу народу, а уж потом писать об этом доклады.
Но получается, к сожалению так, что доклады пишутся в первую очередь, а о настоящих делах генералы все как-то забывают. Итак, на необитаемом острове герои оказались лишены привычных условий. Ни кофейку им готового, ни булочки, ни жареных куропаток. Какого же было их удивление, когда они узнали, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плывет и на деревьях растет»! Генералы в дикой среде быстро превращаются в животных: «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.
Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья…» Стать такими им оказалось довольно просто, потому что внутри они были хуже, чем звери. Они ничего не знают: «Стали искать, где восток и где запад…, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.» Они ничего не умеют: «Попробовал полезть — ничего не вышло, только рубашку изорвал.» Завидев в лесу толпу рябчиков и зайцев, генерал чувствует, что его «начинает тошнить». У него и в мыслях нет попробовать кого-нибудь поймать самому — ведь он привык, что за него это делает кто-то другой. Не только к физическому труду генералы неспособны, в интеллектуальной деятельности они тоже не далеко ушли: «Как, например, думаете вы, отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот?» Из «пропитания» отправившийся на поиски провизии генерал приносит только старый номер газеты «Московские ведомости».
Но даже этот печатный орган дворянской реакции не может найти более важного предмета обсуждения, чем то, где и какие проходили парадные обеды и фестивали. Самой важной и насущной проблемой для дворян оказывается еда, вся их политика не выходит за пределы собственных интересов. Генералам автор имен не давал, чтобы ярче показать их типичность. Но они все-таки различаются, у каждого есть и индивидуальные характеристики. Разница между ними состоит в степени их интеллектуального развития и умственных способностей: если один просто глуп, то другой еще более невежествен и беспомощен.
Это превосходство автор объясняет заведомым абсурдом: тот, кто поумнее, был таким, потому что когда-то служил учителем каллиграфии в школе военных кантонистов. Как будто искусство писать красивым почерком прибавило ему ума! Но все-таки надо было писателю кого-то «озарить вдохновением»!
Придумал этот учитель каллиграфии спасти положение с помощью мужика — он бы выручил несчастных генералов, сделал бы все то, что не по силам «лагерю власти». Спасителя они нашли — и тот бескорыстно помог им выйти из «безвыходной» ситуации, М. Е. Салтыков-Щедрин в создании образа мужика использовал гиперболу. Это был «громаднейший мужчина», который сумел научиться «в пригоршне суп варить» и смастерить корабль, да «не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.» Гиперболичность сочетается со сниженными деталями: «хотел было дать от них стрекача», «брюхом кверху», «острый запах мякинного хлеба и кислой овчины». Это показывает нам, в каком положении находился народ по отношению к власти: он был как бы запуган, его приучили подчиняться.
Но главное, что мужицкие старания — это проявления истинно человеческих качеств, таких, каких нет у генералов. Именно он, мужик, является созидателем жизни. Автор иронически замечает, какая награда достается мужику за этот нелегкий труд. Во-первых, генералы несправедливо называют его «лежебоком», «тунеядцем», который «от работы отлынивает».
А во-вторых, за все старания генералы отблагодарили мужика всего лишь «рюмкой водки и пятаком серебра» — как будто больше тому для счастья ничего не нужно. Такая награда является антитезой богатству, которое генералы получили в казначействе: «сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!» Это в очередной раз показывает нам, как не соответствуют человеческие качества и поступки социальному положению. Высокие по чину генералы глупы, не знают жизни, ничего не делают и при этом получают большие деньги. А народ, который трудится изо дня в день, успевает содержать фактически и себя, и своих генералов, народ, без которого земля была бы необитаемым островом, остается ни с чем.
Итак, скрываясь за сказочным сюжетом, М. Е. Салтыков-Щедрин изобразил в своем произведении вековую социальную несправедливость, несправедливость власти по отношении к народу. Средствами гротеска он подчеркивает никчемность ее виновников и возвышает над ними пострадавшую сторону — народ.