О пьесах «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Мольера
«Тартюф» — признанная вершина творчества Мольера. В этой комедии идеологическая насыщенность счастливо сочетается с художественным совершенством.
Замечательны выведенные в ней характеры. В пьесе почти нет «подсобных» персонажей с условной характеристикой.
Главным персонажем, героем комедии, является Тартюф. Именно в нем воплощена ненавистная Мольеру фигура ханжи.
Тартюф изображен законченным мошенником, ловко использующим наивность, доверчивость людей, их веру в то, что за внешней святостью всегда кроется и высшая
Мольер изобличает ханжество, показывая, что оно является орудием преступления, против которого беззащитны наивные святоши. Чтобы сделать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требующей разгадки. Мольер не пожалел красок на обрисовку подлинной физиономии Тартюфа.
Это жадный, грубый и хищный плут.
На протяжении всей комедии присутствуют как бы два Тартюфа. Один — жадный, корыстолюбивый, сластолюбивый,
И сатира Мольера направлена не столько против откровенных плутней Тартюфа-мошенника, сколько против ханжества, им усвоенного, Мольер показывает, для чего служит маска благочестия. Совесть и ханжество — вещи несовместимые.
Комедия Мольера обличала бессодержательность церковной морали.
«Тартюф» по праву считается лучшей комедией Мольера. Впечатляющая сила ее заключалась и в живучести изобличенного порока.
Тартюф бил прямо по злейшим врагам Мольера — религиозным ханжам. Но обобщающая сила искусства придала этому типу более широкое значение. Недаром имя Тартюфа вошло в язык, как позорная кличка всякого лицемера, прикрывающего низменные побуждения фальшивой добродетелью.
Второй эпизод комедии связан с осмеянием разбогатевших претенциозных буржуа, набиравших силу в сословном французском обществе, и с выпадом против сословия дворянского в лице стремительно деградировавшей аристократии.
«Мещанин во дворянстве» — образец «веселой» комедии. Как и во многих других пьесах Мольера, главное внимание уделено центральному персонажу, господину Журдену.
Этот простодушный и недалекий разбогатевший мещанин ослеплен единственной страстью: стать дворянином. Ради этого он покорно подвергается «воспитанию» с целью принять манеры маркизов и во всем доверяет проходимцу из обедневших графов Доранту, который пользуется доверчивостью Журдена в очевидно корыстных целях.
Описание событий в романах и других произведениях Мольера питалось многими истоками — это классицизм, античная драматургия, народная карнавально-балаганная культура, искусство эпохи Возрождения и барокко.