М. Лермонтов — наследник традиции А. Пушкина в русской поэзии
В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова «…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер.
Стихи для него — орудие борьбы, и его разочарование
Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении «К***» , посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный «высокой
Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни «торжественным венком» Славы. Он «дивный гений» с «чудной силой» таланта и «чудными песнями». Особенно восхищает Лермонтова его «свободный, смелый» поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет «жадную толпу, стоящую у трона». Он бичует «завистливый и душный свет», «палачей Свободы» и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена: И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
В 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Пророк». Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь.
У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать «в очах людей» «страницы злобы и порока». Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение: И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России». Молодой Лермонтов — романтик.
Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны «толпе». В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт». Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала.
В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, «не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу».
Но погиб его «господин», и кинжал «свое утратил назначенье». Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта.
В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается «богатой резьбы», развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо.
Воспевая поэта, чей стих «как Божий дух носился над толпой», Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком «мыслей благородных», а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов. Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.