Крылов — баснописец
Выдающийся Баснописец Крылов является одним из первых реалистов. Вместе с Ломоносовым, Державиным и Карамзиным он переходит из столетия в столетие, помнится, читается. И. А. Крылов — это человек XVIII века, Воспитанный на идеях просветителей, на вере в человеческий разум, на идеях, подготовивших Великую французскую революцию. Прежде чем начать писать басни, Крылов испытал себя почти во всех родах словесности. Он писал комедии , оперы , трагедии и многое другое.
Написание басен Крылов начал с переводов Лафонтена, изображая современную ему
На тематику басен Крылова
Первая группа отражает антинародный характер деятельности верхов, произвол помещиков и бюрократизм чиновников, описывает взаимоотношения власть имущих и их подданных. В эту группу входят следующие басни: «Волк и Ягненок», «Конь и Всадник», «Лягушки, просящие Царя», «Крестьянин и Река», «Мор Зверей», «Вельможа», «Рыбья пляска» и другие. Некоторые басни, относящиеся ко второй группе, описывают разумное устройство мира , указывают на то, что каждое сословие должно знать свое место и что каждый должен вносить в благоустройство мира свою лепту , высмеивают пороки: кумовство , взяточничество ; другие басни затрагивают проблемы просвещения . Басни третьей группы освещают исторические события и включают в себя цикл басен, посвященных войне 1812 года.
Сюда относятся такие басни, как «Ворона и Курица», «Кот и Повар», «Раздел», «Пожар и Алмаз», «Обоз», «Щука и Кот», «Волк на псарне», «Собачья дружба», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» и многие другие. К четвертой группе относятся басни, высмеивающие литературных критиков, которые все лишь бранят , басни, направленные против сочинителей, навязывающих всем свои произведения , и басни — ответы на различные советы и так далее. К последней, пятой группе относятся басни: «Мартышка и Очки», «Два Мужика», «Лжец», «Стрекоза и Муравей» и другие.
Главными героями басен Ивана Андреевича Крылова являются звери, каждый из которых наделен, определенной чертой: осел — глупостью, орел — гордостью, лиса — хитростью, пчела — трудолюбием, медведь — невежеством, волк — кровожадностью. Зверям приписываются людские поступки, потому что они являются олицетворением человека. В отличие от своих предшественников Крылов — баснописец в своих творениях осуществляет переход дидактических начал в сатирические, переход к сочувствию народным массам, подчеркивает высокие душевные качества людей труда. Основная заслуга баснописца перед русской литературой — это замечательный язык его произведений, где самые простые мысли выражаются метко и доступно. Крылов — баснописец пополнил русский язык множеством афоризмов.
Язык басен Крылова — это верный отголосок народного языка, но смягченный и очищенный художником. Благодаря простоте и доступности басни Ивана Андреевича были так близки и понятны народу и так хорошо запоминались. Наибольший комизм в баснях достигается благодаря соединению высокого стиля мифологии с низким жанром басен . Авторские характеристики героев, соединенные с народными характеристиками, практически заменяют портрет героев: проказница-Мартышка, попрыгунья-Стрекоза. Иван Андреевич Крылов-баснописец поднялся на высоту совершенства.
Белинский писал: «Басни Крылова — это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня». Новаторство Крылов-баснописец заключалось в типичности образов, в использовании в языке басен просторечья, приема антитезы , в динамическом развитии действия, живости диалогов. Благодаря Крылову оживали старые сюжеты и басни Лафонтена, Эзопа, Федра, но оживали в новом свете.
В своем творчестве Иван Андреевич Крылов смог осветить все проблемы и события своей эпохи, и вместе с тем он сделал свои басни вневременными. Он открыл новый этап в написании басен.