Разработка урока для 8 класса «Экологические проблемы Черного моря»

Разработка урока для 8 класса

«Экологические проблемы Черного моря»

Цель урока: Познакомить учащихся с основными характеристиками и особенностями природы Черного моря, его экологическими проблемами и возможными путями их решения; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые факты об особенностях природы водоема.

Задачи урока:

— обучающие: Показать взаимосвязь компонентов природы водоема, влияние человека на его экосистему;

— Развивающие: Продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим

материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

— Воспитательные: Воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Экологические проблемы Черного моря», мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы, тетради, раздаточный материал, физическая карта «Евразия».

Тип урока: Деловая игра

Ход урока

1 Организационный момент

Класс оформлен в виде судебного

зала заседаний. Роли участников процесса распределены заранее. Ребята, готовя выступления по темам экологии и рационального использования природных ресурсов, с точки зрения адвоката, прокурора, судьи, свидетелей готовили доказательные и обвинительные выступления.

Вводное слово учителя:

«Экология» — это слово мы все чаще и чаще видим на страницах газет и журналов. Сейчас мы понимаем, что экологическая катастрофа не менее страшна, чем ядерная, и решать две эти проблемы надо вместе.

Цель нашего урока: не только еще и еще раз напомнить, показать серьезные экологические проблемы, но и почувствовать их остроту.

Наш урок пройдет в необычной форме — форме деловой игры.

В классе звучит мелодия из передачи «Человек и закон».

2 Этап актуализации знаний и умений

Секретарь: Встать! Суд идет!

Судья: Уважаемые слушатели! Сегодня слушается дело по обвинению в уголовном преступлении человека! Веками он зависел от природы, получал от нее самое ценное. Но ее бездумное использование привело к тому, что окружающая среда оказалась на грани разрушения.

Тысячелетиями человек уничтожал среду жизни человечества — саму основу его существования.

Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было еще простить. Когда они пытаются утопить корабль, в котором все вместе плывут по океану небытия, — прощения им нет. Ведь до желанного берега не доберется никто.

И не поможет им ни царь и ни герой. Лишь общими усилиями возможно прийти к благополучию.

Сегодня мы рассматриваем вопрос о чрезмерной экологической нагрузке на акваторию Черного моря, что неблаготворно сказывается как на растительный и животный мир, так и на человека.

Секретарь: Слово просит государственный обвинитель.

Гос. обвинитель: Мне кажется, что проблемы экологии у нас в стране существуют лишь для того, чтобы заявить о себе. Вокруг них только много шума, а дел — мало. Нам надо очень много делать для того, чтобы решать экологические проблемы сообща.

3 Изучение нового материала

Секретарь: Сейчас мы послушаем свидетелей, тогда мы сможем выяснить, так ли это. Слово предоставляется доктору географических наук.

Доктор географических наук: Площадь Черного моря составляет 414 тыс. км2, средняя глубина — 1271 м. максимальная его глубина — 2245 м. Вода Черного моря прогревается под ласковым южным солнцем до 26 — 28 градусов летом, а зимой остывает до 4 градусов. Но большую часть года воды моря теплые. Как же можно загрязнять такое ласковое синее море, бескрайние просторы которого плещутся под ярким южным солнцем?

Я подготовил ряд снимков, которые показывают красоту природы этого водоема. Посмотрите. Те, кто всячески разрушают природу этого водоема, совершенно не заботятся ни о своем будущем, ни о будущем своих детей и внуков. .

Судья: Давайте мы выясним, что знают присутствующие в зале о том объекте, сторону которого мы сегодня защищаем — о Черном море.

Раздаются анкеты с вопросами. В ходе нашего заседания вы получите несколько анкет. Ответив правильно на большую половину вопросов вы получаете балл.

При наборе 3 баллов по итогам заседания вы получите оценку 5, 2-х баллов — 4, 3-х баллов — шанс выучить данный материал еще лучше, понять свои пробелы в знаниях.

Время выполнения — 3 минуты.

Вопросы раздаются слушателям. В ходе судебного заседания их проверяют заседатели.

Я прошу секретаря собрать заполненные анкеты.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ В ПРЕЗЕНТАЦИЮ для правильных ответов

Анкета

Фамилия, имя анкетируемого__________________________________

1. С каким морем связано Черное море, через какой пролив?

2. Какова соленость Черного моря?

3. Какие города расположены на Черноморском побережье Краснодарского края?

4. Назовите самый большой полуостров, который омывает Черное море?

5. Почему Черное море названо именно Черным?

После заполнения анкет проверка правильных ответов

Судья: Спасибо, я прошу секретаря собрать анкеты и передать их заседателям. Мы продолжаем заседание суда. Один из важных тревожных выводов ученых сводится к тому, что в водах моря содержится сероводород.

Чем же он опасен? Слово гидрологу.

Гидролог: Особенностью моря является то, что только стометровый слой толщи Черного моря содержит кислород, а под ним — губительная для всех живых существ сероводородная среда. Дойти до поверхности моря сероводород не может: верхние слои воды насыщены кислородом, который постоянно будет окислять нижние слои и таким образом до определенной глубины сдерживать подъем вредного газа. Поэтому гораздо большую опасность представляет на сегодняшний день загрязнение Черного моря.

Секретарь: Слово просит социолог. Я вам предлагаю заполнить анкету, в которой вы подчеркнете только тот загрязнитель, который вы считаете самым опасным для акватории Черного моря. Я прошу вас подумать и заполнить ее в течение 2 минут.

Это нам необходимо для составления картины о знании обществом проблем экологического загрязнения Черного моря.

Я прошу секретаря собрать заполненные анкеты.

Анкета

Главные загрязнители Черного моря

Фамилия, имя анкетируемого____________________________________

Сероводород, нефть, мазут, загрязненные сточные воды, ядерные отходы, отходы, оставленные отдыхающими на пляжах.

Судья: Итак, уважаемые слушатели! Раз мы с вами затронули тему водной среды Черного моря, давайте же разберемся, какие основные загрязнители, с точки зрения ученых, нарушают экологическое равновесие в Черном море? Слово экологам.

Эколог 1: Основным загрязнителем Черного моря является нефть и продукты ее переработки. Крупных катастроф, когда вся нефть выливается из терпящего крушения гигантского танкера и покрывает пленкой километры морской поверхности, в Черном море, к счастью, пока не было, а менее масштабные аварии бывают. Вспомните ноябрь 2007 года, когда в Керченском проливе потерпели кораблекрушение сразу несколько судов, в море разом вылилось несколько сотен тысяч тонн нефтепродуктов.

Но опасны и мелкие аварии. В год по Черному морю проходит 50 тысяч судов и каждое из них понемногу загрязняет море. Так, в 2000 году в море оказалось 110 тысяч тонн нефтепродуктов.

Судья: Скажите, а какое влияние оказывает наполнение нефтью танкеров в городах на побережье Черного моря?

Эколог 1: На берегах Черного моря в нашем крае расположены крупные портовые города Новороссийск, Туапсе. Здесь осуществляется загрузка танкеров нефтью, что приводит к разливам нефти по поверхности воды.

Эколог 2: Но нефть и нефтепродукты попадают в море не только с танкеров, но и с берега. С территории нефтеперегонных заводов стоки попадают в речки, которые несут их в море. Даже простые жители вносят вклад в загрязнение моря нефтепродуктами.

Просто помыв свой автомобиль на улице, бензин, масла смываются дождями в реки и переносятся в море. А к этому плюс еще и химические средства, которыми мы моем свои машины. Все это отравляет обитателей моря.

Я предлагаю ввести жесткие санкции для тех, кто транспортирует нефть путем трубопроводов, штрафы для стихийных автомоек.

Секретарь: Слово просит доктор экономических наук.

Доктор экономических наук: Позвольте, но это не выход штрафовать тех, кто перевозит нефть по трубопроводам. Ведь мы тогда потеряем значительный сектор денежных поступлений в нашу экономику. Ведь, продавая нефть, мы получаем деньги, которые идут на строительство, образование и в принципе на улучшение нашей с вами жизни.

Эколог 1: Никто не говорит о полном прекращении торговли нефтью. Просто необходимо следить за тем, чтобы процесс заполнения судов из нефтепроводов не вел к разливу нефти.

Судья: Спасибо за добавления. Давайте разберемся, какова схема течений в море и куда будут направлены загрязняющие вещества в случае их переноса течениями. Слово гидрологу.

Гидролог: Посмотрите на схему течений. Все они идут против часовой стрелки. Т. е. все загрязнители будут направлены именно в таком направлении.

Я хочу добавить сказанное экологами. Основными проблемами экологии Черного моря являются еще внос неочищенных сточных канализационных вод. Так, недавно, экологи, изучая состав вод моря нашли выход сточных вод в п. Джубга без карты и GPS-навигатора, а по цвету вод и запаху.

И еще одна проблема — это неконтролируемый лов рыбы.

Судья: Спасибо за дополнения. Кстати, о растительном и животном мире моря. Ведь именно он принимает на себя весь удар от неправильных действий человека. Именно он страдает больше всего от всех этих загрязнителей. Наши ученые предлагают заполнить вам анкетные листки, они хотят проверить, как вы знаете растительный и животный мир Черного моря.

На заполнение анкеты вам 3 минуты.

Я прошу секретаря собрать заполненные анкеты.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ В ПРЕЗЕНТАЦИЮ для правильных ответов

Анкета

Растительный и животный мир Черного моря

Фамилия, имя анкетируемого______________________________________

1. Какая рыба способна пробить деревянный борт судна?

2. Для чего используют водоросли?

3. Какие виды промысловых рыб ловят в Черном море?

4. Каких моллюсков, обитающих в Черном море вы знаете?

5. Как называют акулу, обитающую в Черном море?

Судья: Спасибо за заполнение анкет! Теперь послушаем биолога и выясним особенности растительного и животного мира Черного моря.

Биолог: В Черном море жизнь сосредоточена в основном в верхнем 100-метровом слое. Именно этот слой свободен от сероводорода — губительного для всего живого. Посмотрите на слайды — здесь я подготовил фото обитателей моря. Черное море — одно из самых молодых морей Земли, 8000 лет назад оно было озером. Экосистема Черного моря продолжает меняться на наших глазах. меняются флора и фауна Черного моря — появляются новые морские виды-вселенцы, а некоторые из тех, что жили здесь раньше — исчезают.

Например, многие черноморские моллюски, чьи ракушки мы находим на пляжах, сегодня — уже вымерли: их уничтожил один из самых беспощадных хищников Черного моря, тихоокеанский вселенец — брюхоногий моллюск рапан.

Можно бродить по колено в воде у песчаного пляжа — и увидеть очень много: крабы, раки-отшельники, почти незаметные донные рыбы Черного моря — бычки, морскиеромбы и камбалы, барабулька и кефаль, морская мышь, морская корова и морская игла, медузы.

Самый разнообразный и интересный подводный мир Черного моря — у каменистых берегов. На мелководье — разноцветные многоклеточные водоросли Черного моря, бегают по камням пестрые рыбки — морские собачки, крабы, растут актинии… Еще глубже — спикары, рыбы-ласточки.

А там, где кончаются подводные скалы, и начинается уходящий в глубину, покрытый песком, ракушкой и илом шельф Черного моря — на той глубине, куда обычно добираются только водолазы — в холодной воде живут скат морская лисица, камбала калкан, морской петух и колючая акула катран.

Судья: Спасибо за подробный рассказ о жизни в Черном море! Скажите, а все-таки есть ли в мире соглашения, по которым охраняется этот уникальный водоем? Совсем недавно мы отметили Международный день Черного моря. Он ежегодно празднуется 31 октября.

По вопросу международных соглашений я предоставляю слово экологу.

Эколог 3: Конечно, этих соглашений очень много. Вот основные из них. Странами, находящимися на берегах Черного моря подписаны Бухарестская конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Одесская декларация.

Результатом усилий Черноморской экологической программы стали два важных и конкретных документа: Трансграничный диагностический анализ Черного моря и Стратегический план действий по реабилитации и защите Черного моря. Подписав в 1996 г. этот план, черноморские государства обязались разработать общую стратегию защиты и восстановления Черного моря, управления его береговыми и морскими ресурсами на 20 лет.

Судья: Обобщив все сказанное сегодня, давайте попытаемся вынести решение о правильных направлениях по сохранению акватории Черного моря и всех ее обитателей.

Слово слушателям.

Учащиеся высказываются о необходимости принятия мер по улучшению экологической обстановки в море.

Судья: Итак, слово о выносе решения по сегодняшнему заседанию представляется государственному обвинителю.

Гос. обвинитель:

Господин судья, уважаемые заседатели и слушатели! Сегодня мы выносим решение о мерах по сохранению экосистемы Черного моря. В ходе заседания принята рекомендательная концепция, соблюдение которой поможет сохранить уникальность этого водоема. Итак, суд решил рекомендовать:

1. осуществлять контроль за процессом погрузки и транспортировки нефтепродуктов;

2. оборудовать сточные коллекторы очистными сооружениями;

3. оборудование выпускных коллекторов предприятий многоуровневыми системами очистки вод;

4. создание заповедных зон на акватории и прибрежных территориях,

5. контроль за несанкционированными свалками;

6. регулирование притока неорганизованных отдыхающих,

7. принятие международных соглашений в области сохранения экосистемы моря.

Судья: Решение принято! Таковы реалии. Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она — Природа — была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила.

Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь.

Она для него — все. А потому: не вреди!

Всем спасибо!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Разработка урока для 8 класса «Экологические проблемы Черного моря»