Конспект урока письма и развития речи в 8 классе «Описание предмета»
КОУ Омской области «Южная специальная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Урок письма и развития речи в 8 классе по теме
«Описание предмета».
Учитель: Евгения Владимировна Евдокимова.
ЦЕЛЬ: Учить составлению простых и сложных предложений для текста — описания.
ЗАДАЧИ:
1) учить описывать предмет, используя простые и сложные предложения; упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки
2) развивать умение раскрывать тему и основную мысль текста; определять тип текста;
3) воспитывать интерес к слову;
4) коррекция речемыслительных процессов, мышления, воображения.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ :
ОБОРУДОВАНИЕ : карточка «Речевая разминка», карточка с текстами «Лампочка»,
ХОД УРОКА.
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОГИМНАСТИКА № 2.
Сотвори в небе солнце.
В природе есть солнце. Оно светит и все любит и греет. Давай сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
Мысленно направим к ней лучик, который несет любовь.
Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем! .
2) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
— Сегодня на уроке, ребята, мы будем учиться составлять текст — описание, используя простые и сложные предложения.
3) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА № 17 . .
А) Он признался ножу:
— Без работы я лежу!
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог!
Б) В снежном поле на дороге
Мчится конь мой одноногий,
И на много, много лет
Оставляет черный след.
В) Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И в работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
А сегодня вечерком
Он и чертит, и рисует,
Он раскрасил мой альбом
— Прочитайте предложенные тексты про себя.
Произведения какого жанра перед нами? .
— Прочитайте загадки по порядку.
— Какой предмет «спрятался» в них?
— Как вы догадались, что это карандаш?
— Назовите слова, которые помогают представить предмет.
— Какие действия выполняет карандаш? .
— С какими предметами сравнивается карандаш? Назовите сравнения. .
— Прочитайте загадки выразительно, соблюдая паузы, интонацию.
— Какой звук слышится отчетливо в 1 тексте? . Читаем хором текст 1, отчетливо произносим звук .
— Какой звук слышится во 2 тексте? . Читаем хором текст, отчетливо произносим звук «г».
— Какой звук отчетливо слышится в 3 тексте? . Читаем хором текст, отчетливо произносим звуки «д», «ч».
— Прочитайте 3 загадку с различными интонациями : с радостью. с восторгом, с печалью в голосе, разочарованно, жалобно, равнодушно.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
— Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто.
Поэтому давайте учиться.
4.1. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕКСТОВ.
— О б р а т и м с я к п р е д л о ж е н н ы м т е к с т а м :
Лампочка, даже самая маленькая, удивительна. По вечерам она, как волшебник, озаряет наши дома радостным светом. Горит лампочка ярко, даже глазам больно смотреть на нее.
Похожа она на хрустальный грушевидный шар, в котором заключен маленький кусочек солнца.
2) Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, высота 8 сантиметров. Наружная часть стеклянная, только на самом верху металлическая резьба.
На нижней выпуклой стороне — марка завода. Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружинка.
-Прочитайте 1 текст.
— С кем или чем сравнивается предмет?
— На что она похожа?
— Какие красочные слова подбирает автор для описания лампочки? .
— Прочитайте 2 текст.
— О каких признаках предмета сообщается во 2 тексте?
— А как говорится об этих же признаках в 1 тексте?
— Почему эти описания так различаются?
— Какой из текстов вы могли бы встретить в художественной книге?
— Какой текст взят из инструкции или из энциклопедического словаря?
— Какой текст относится к художественному стилю, а какой — к научному?
4.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ.
Общее впечатление о предмете.
Указание на признаки, детали
Отношение к предмету .
4.3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.
— Рассмотрим последовательность работы на примере книги.
А) Представь предмет.
Б) Выдели части, детали из общей картины. .
В) Подумай с чем можно сравнить предмет. .
Г) Найди слова, характеризующие предмет с точки зрения удобства, пользы, красоты:
КРАСИВЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ, ЯРКИЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, НАРЯДНЫЙ, УДОБНЫЙ, НУЖНЫЙ.
Д) При описании предмета используйте простые и сложные предложения.
— Какие предложения называются простыми?
— Какие предложения называются сложными? Какие союзы будете использовать при построении сложных предложений? .
— А теперь, когда вы имеете план работы, знаете, на какие детали обратить внимание и как выразить свое отношение к предмету, можно приступать к работе. Постарайтесь описать предмет ярко, образно, выразительно, интересно.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА .
.
— В ходе сам. работы учитель координирует работу учащихся, помогает, исправляет неточности, речевые ошибки.
6. ЧТЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ — ОПИСАНИЙ ВСЛУХ.
АНАЛИЗ РАБОТ .
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
— Обобщение;
— Оценивание работ уч-ся.