Конспект урока письма и развития речи в 8 классе «Описание предмета»

КОУ Омской области «Южная специальная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».

Урок письма и развития речи в 8 классе по теме

«Описание предмета».

Учитель: Евгения Владимировна Евдокимова.

ЦЕЛЬ: Учить составлению простых и сложных предложений для текста — описания.

ЗАДАЧИ:

1) учить описывать предмет, используя простые и сложные предложения; упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки

описываемого предмета;

2) развивать умение раскрывать тему и основную мысль текста; определять тип текста;

3) воспитывать интерес к слову;

4) коррекция речемыслительных процессов, мышления, воображения.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ :

ОБОРУДОВАНИЕ : карточка «Речевая разминка», карточка с текстами «Лампочка»,

ХОД УРОКА.

1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОГИМНАСТИКА № 2.

Сотвори в небе солнце.

В природе есть солнце. Оно светит и все любит и греет. Давай сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Мысленно направим к ней лучик, который несет любовь.

Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направим лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась.

Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем! .

2) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

— Сегодня на уроке, ребята, мы будем учиться составлять текст — описание, используя простые и сложные предложения.

3) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА № 17 . .

А) Он признался ножу:

— Без работы я лежу!

Построгай меня, дружок,

Чтобы я трудиться мог!

Б) В снежном поле на дороге

Мчится конь мой одноногий,

И на много, много лет

Оставляет черный след.

В) Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И в работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

А сегодня вечерком

Он и чертит, и рисует,

Он раскрасил мой альбом

— Прочитайте предложенные тексты про себя.

Произведения какого жанра перед нами? .

— Прочитайте загадки по порядку.

— Какой предмет «спрятался» в них?

— Как вы догадались, что это карандаш?

— Назовите слова, которые помогают представить предмет.

— Какие действия выполняет карандаш? .

— С какими предметами сравнивается карандаш? Назовите сравнения. .

— Прочитайте загадки выразительно, соблюдая паузы, интонацию.

— Какой звук слышится отчетливо в 1 тексте? . Читаем хором текст 1, отчетливо произносим звук .

— Какой звук слышится во 2 тексте? . Читаем хором текст, отчетливо произносим звук «г».

— Какой звук отчетливо слышится в 3 тексте? . Читаем хором текст, отчетливо произносим звуки «д», «ч».

— Прочитайте 3 загадку с различными интонациями : с радостью. с восторгом, с печалью в голосе, разочарованно, жалобно, равнодушно.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

— Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто.

Поэтому давайте учиться.

4.1. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕКСТОВ.

— О б р а т и м с я к п р е д л о ж е н н ы м т е к с т а м :

Лампочка, даже самая маленькая, удивительна. По вечерам она, как волшебник, озаряет наши дома радостным светом. Горит лампочка ярко, даже глазам больно смотреть на нее.

Похожа она на хрустальный грушевидный шар, в котором заключен маленький кусочек солнца.

2) Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, высота 8 сантиметров. Наружная часть стеклянная, только на самом верху металлическая резьба.

На нижней выпуклой стороне — марка завода. Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружинка.

-Прочитайте 1 текст.

— С кем или чем сравнивается предмет?

— На что она похожа?

— Какие красочные слова подбирает автор для описания лампочки? .

— Прочитайте 2 текст.

— О каких признаках предмета сообщается во 2 тексте?

— А как говорится об этих же признаках в 1 тексте?

— Почему эти описания так различаются?

— Какой из текстов вы могли бы встретить в художественной книге?

— Какой текст взят из инструкции или из энциклопедического словаря?

— Какой текст относится к художественному стилю, а какой — к научному?

4.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ.

Общее впечатление о предмете.

Указание на признаки, детали

Отношение к предмету .

4.3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.

— Рассмотрим последовательность работы на примере книги.

А) Представь предмет.

Б) Выдели части, детали из общей картины. .

В) Подумай с чем можно сравнить предмет. .

Г) Найди слова, характеризующие предмет с точки зрения удобства, пользы, красоты:

КРАСИВЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ, ЯРКИЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, НАРЯДНЫЙ, УДОБНЫЙ, НУЖНЫЙ.

Д) При описании предмета используйте простые и сложные предложения.

— Какие предложения называются простыми?

— Какие предложения называются сложными? Какие союзы будете использовать при построении сложных предложений? .

— А теперь, когда вы имеете план работы, знаете, на какие детали обратить внимание и как выразить свое отношение к предмету, можно приступать к работе. Постарайтесь описать предмет ярко, образно, выразительно, интересно.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА .

.

— В ходе сам. работы учитель координирует работу учащихся, помогает, исправляет неточности, речевые ошибки.

6. ЧТЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ — ОПИСАНИЙ ВСЛУХ.

АНАЛИЗ РАБОТ .

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.

— Обобщение;

— Оценивание работ уч-ся.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока письма и развития речи в 8 классе «Описание предмета»