Весенний марафон
Московский марафон педагогических предметов стал для нас делом уже почти будничным — ведь проводился он в этом году уже в шестой раз. Однако замечательная, почти летняя погода настойчиво напоминала нам о том, что это все-таки праздник. Праздник общения, встреч, знакомств, фестиваль профессиональных идей, обмена педагогическим опытом.
Без этого праздника уже весна не весна.
День учителя литературы состоялся 29 марта. Самой острой проблемой для обсуждения стал, конечно же, экзамен. В этом году Москва впервые в обязательном порядке сдает
Они ярко и страстно отстаивали идею о том, что именно учителя должны подсказать Министерству приемлемую
Словесники, собравшиеся в Малом зале Дома учителя, приняли самое живое участие в обсуждении. В конце встречи даже было решено провести импровизированное голосование. Оно показало, что практически все присутствующие выступают за то, чтобы каждый выпускник школы должен был сдать экзамен по литературе. Однако относительно его формы единства не наблюдалось: примерно четверть собравшихся выступила за сохранение сочинения, три четверти — за устный экзамен.
Один человек не прочь сдать литературу в формате нынешнего ЕГЭ…
Но не только остро-злободневные проблемы волновали учителей в этот день. С успехом прошли два мастер-класса замечательных московских словесников И. Я. Кленицкой и Ю. А. Халфина . Это были настоящие, обучающие мастер-классы, на которых, по словам одного из участников, «классические, хорошо известные стихотворения оживали, поворачивались новыми гранями, светились новыми смыслами, и становилось ясно, что необходимейшее качество настоящего учителя — это живой взгляд на литературу». Мы рады сообщить, что эти мастер-классы сняты на камеру и вы можете заказать компакт-диски с ними на сайте ИД «Первое сентября» или по телефону в отделе рекламы.
Отличительной особенностью этого московского марафона стало то, что среди выступающих было много людей из других городов. Любопытно также, что именно их выступления сопровождались демонстрацией компьютерных презентаций и DVD-фрагментов.
О современной массовой литературе для детей рассказывали участники студенческого проекта «Книжный остров» из Санкт-Петербурга и его руководитель М. С. Костюхина .
Проектные работы по литературе стали темой выступления Т. В. Рыжковой, доцента РГПУ им. Герцена, и ее магистрантки В. Леонтьевой.
Питерский взгляд на любую проблему, как известно, способен держать москвичей в определенном тонусе. Так было и на этот раз: рассказ о собственном опыте незаметно перетекал в интереснейший диалог с залом, на который, как всегда, не хватало времени — он продолжался потом в кулуарах и продолжится, надеемся, на страницах газеты.
Настоящим открытием для москвичей стала команда Вятской гуманитарной гимназии , которая на очень ярких примерах показала, как выстраивается в этом знаменитом на всю страну учебном заведении система гуманитарного образования. В центр ее становится литература.
Этот опыт тем более важен, что сегодня словесники все более ощущают стремление маргинализировать место литературы в школе, низвести ее на уровень факультатива по плетению бредов .
Мы должны этому стремлению противостоять — всеми силами.
Это даже не лозунг. Единственный выход из положения.
Готовя в дни марафона этот номер, посвященный Дню Победы, мы попросили учителей ответить на вопрос, какие фильмы о Великой Отечественной войне они рекомендовали бы посмотреть нынешним подросткам . В нашем опросе приняло участие 193 человека. Всего было названо более 60 фильмов. Вот те, которые набрали наибольшее количество голосов.
«А зори здесь тихие» «В бой идут одни старики» » Судьба человека» «Горячий снег» «Звезда» «Они сражались за родину» «Освобождение» «Завтра была война» «Живые и мертвые» «Летят журавли»
Добавим в этот список «Иваново детство», «Проверку на дорогах», «Балладу о солдате» и «До свидания, Мальчики».
Думаем, что на уроках полезно обратиться и к кинодокументалистике .