Конспект урока музыки «Мир, в котором ты живешь» 4 класс
ФИО: Рыженкова Наталья Вячеславовна
МБОУ ООШ №90 г. Нижний Новгород
Учитель музыки.
Урок в 4 классе Тема: «Мир, в котором ты живешь»
Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления. Воспитание любви к творческому наследию нашего народа. Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки П. И. Чайковского.
Задачи:
Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох;
Вызывать сопереживание музыки, проявление эмоциональной отзывчивости,
Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности;
Расширять знания детей о музыке;
Формировать эстетические вкусы;
Побуждать к оценке музыки .
Методы и проемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый
Оборудование: фортепиано, магнитофон, диски, кассеты, плакаты,
Портрет П. И. Чайковского, ноутбук
Тип урока : комбинированный, путешествие
Форма организации деятельности уч-ся: Фронтальная, групповая, индивидуальная
План урока:
Постановка цели и темы урока
Основная
— Поверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу
— Изложение нового материала
IV. Итог урока
Ход урока
Оргмомент
— Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Музыкальное приветствие.
II. Постановка цели и темы урока
Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы поговорим о музыке, попытаемся понять, о чем она рассказывает и как рассказывает. И наш урок называется «Мир, в котором ты живешь».
Сегодня мы с вами откроем двери старинных замков: замка Песни, замка Мелодии, замка Оркестра.
Музыка — язык чувств. Давайте послушаем ее и попытаемся понять. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко в волшебный мир звуков!
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш класс
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
Посмотрите, какой вокруг нас разноцветный, многозвучный мир! Посмотрите, как хорош, мир, в котором ты живешь!
Послушай, музыка вокруг.
Она во всем — в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
Музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том, что она может передать настроение и чувства людей.
III. Основная часть.
Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу
Мы с вами вошли в царство Музыки. И первое испытание на нашем пути.
Давайте отгадаем кроссворд
М | А | Р | Ш | |||
З | А | П | Е | В | А | Л | А |
А | Л | А | Л | А | Й | К | А |
Х | О | Р | ||||
Д | И | Р | И | Ж | Е | Р |
П | Р | И | П | Е | В | |
П | Е | С | Н | Я |
Один из трех «китов» в музыке
Человек, который начинает песню
Русский народный инструмент
Большая группа поющих людей, разделенная на партии и голоса
Руководитель хора, оркестра
Часть песни, где слова все время повторяются?
Один из основных трех «китов» в музыке
В какой замок мы попали? Прочитайте слово, которое получилось по вертикали — Мелодия. Мы попали в замок Мелодии.
Мелодию называют душой музыки.
Мелодия привела нас к замку, в котором живет Песня. Ребята, а что такое песня?
В русской деревне песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, Дети постарше пели потешки, дразнилки. Пели парни и девушки, когда водили хороводы на народных праздниках. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не было свадебного обряда.
И уходил человек из жизни под звуки песни-плача. Сейчас мы с вами вспомним различные песенные жанры.
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
Ну а песня?
С песней
На Руси родились!
В старину люди после тяжелого дневного труда, собирались на посиделки у околицы летом или в горнице при лучине зимой. Песни помогали снять усталость, заставляли забыть о тяготах жизни.
Ребята, а что это за жанр народной песни?
Особенно много пели во время народных гуляний, когда встречали Масленицу, Рождество. В народе существовали древние обряды и обычаи, где песня играла важную роль.
Давайте попробуем определить жанры этих песен.
Ребята очень старались, давайте поблагодарим их
Что это за жанр народной песни?
Давайте споем другую народную песню и определим, к какому жанру она относится.
Как благодарим за песню?
Вы догадались, что это за жанр народной песни?
А у следующей песни какой жанр?
А это что за жанр?
Произведения народного творчества издавна принято называть Фольклором, что означает «народная мудрость»
А мы с вами подошли к следующему замку в царстве Музыки — замку, в котором обитает Оркестр.
Ребята, вспомните, что такое оркестр? А с каким оркестром мы с вами знакомы?
В этом замке много различных инструментов. Вы знакомы с жильцами этого замка? Давайте проверим.
Вы дома подготовили загадки о музыкальных инструментах. Загадайте свои загадки.
Хороводом мы пойдем,
Песню громче запоем,
Забренчит нам, угадай-ка,
Веселушка…
Деревянные подружки
Так похожи друг на дружку.
Друг о дружку постучи —
Песню, пляску получи!
В этот круг ударь кулаком,
И музыка сразу придет в твой Дом
Ящик на коленках пляшет —
То поет, то громко плачет
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель…
Инструмент тот очень хрупкий —
Называется…
Он по виду — брат баяна.
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Что это?
Молодцы, вы правильно угадали все загадки.
Так коротали вечера простые русские люди, крестьяне. И мы с вами сейчас выступим в роли музыкантов. Каждый из вас выбирает воображаемый любой музыкальный инструмент, звучит музыка, вы играете.
А сейчас мы с вами отдохнем.
Физминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели
Изложение нового материала
А в больших красивых усадьбах вечерами собирались богатые. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивали концерты. Играли на фортепиано, скрипке, гитаре.
Звучали пьесы, сочиненные композиторами. Что за инструмент сейчас прозвучит?
Ребята, что такое фортепиано?
Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент.
Какая это прекрасная музыка! Как бы вы назвали это произведение? Что вы услышали о ней, какая она? . Давайте разберем музыку.
В каком регистре она написана?
Какой ритм?
Темп?
Динамика?
Звуковедение?
Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? А о чем нам рассказала музыка?
Сейчас прозвучала музыка замечательного русского композитора П. И. Чайковского .
П. И. Чайковский — русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель.
А теперь посмотрите, как удивительным образом музыка сочетается с живописью.
А теперь послушайте стихотворные строчки об этом времени года — осени.
А. К. Толстой
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне рябин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Задание: как вы думаете, какие стихи созвучны музыке, которую мы прослушали?
В царстве музыки можно не только слушать музыку, но и исполнять ее. Давайте постараемся и изобразим музыку руками. Пустим музыку в свою душу.
Молодцы, вы очень выразительно исполнили эту музыку.
И хоть это грустное произведение, в нем есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья. Так и человеческая жизнь — потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.
Я думаю, что вы сегодня чуть лучше смогли понять музыкальный язык, приблизиться к искусству, слышать и понимать музыку, благодаря самой музыке. Спасибо, музыка!
IV. Домашнее задание : нарисуйте красками картину, на музыку Чайковского, которую мы сегодня прослушали.
Подведение итогов
Какую музыку мы слушали на уроке? А что делали на уроке?
Что нового узнали?
Сегодня мы с вами услышали несколько прекрасных музыкальных произведений. Одни созданы народом, другие великими композиторами, чьи имена известны во всем мире. А также прозвучали стихи Пушкина, Толстого, Есенина, Фета.
Вы увидели картины русских художников Левитана, Шишкина, Поленова, Грабаря Бродского.
Все на уроке хорошо потрудились. Молодцы.
Наш урок закончен. До свидания.