Конкретно-историческая и общечеловеческая проблематика в романе Тургенева «Отцы и дети»
Свой хрестоматийный роман «Отцы и дети» И. С. Тургенев написал в 1861 году. Но, как мне кажется, это произведение не теряет актуальности и по сей день. Само его название уже обозначает главный конфликт романа: споры поколений. Прошлому, уходящему поколению обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена — люди совсем другие, не имеющие четких нравственных идеалов, ориентиров, «правильных» представлений о жизни. Новому же поколению все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя.
Так было всегда. Это — общечеловеческий
Но я считаю ошибочным сводить всю глубину споров «отцов» и «детей» лишь к столкновению только этих героев. Конфликт гораздо глубже. Ведь это и непонимания между Аркадием и отцом.
Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти,
Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!», «Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит.
Аркадий Николаич, ведь это смешно…». Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова — лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием.
Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.
Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца.
Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир.
Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей.
Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.
Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».
Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить.
Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, какие он есть, прощать. Евгений не хочет идти на встречу родителям, он считает это шагом назад.
Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Так он обедняет себя. Сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои особенно дороги автору.
Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив… Таким образом, в романе Тургенева переплетается и дополняет друг друга конкретно-историческая, актуальная для времени писателя, проблематика с общечеловеческими, вечными темами. Такое сочетание и позволяет называть это произведение классикой русской и мировой литературы.