Композиция и жанр романа «Лето Господне»
В основе композиционной модели романа Шмелева — круг. Принцип круговой композиции реализуется как на макроуровне , так и на микроуровне , а также организует пространственно-временные отношения , систему образов и персонажей произведения. В центре этой замкнутой, «круглой Вселенной» — мальчик Ваня. Время романа. Повествование строится в соответствии с православным церковным календарем.
Кольцевая композиция романа отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу,
Вот она, тишина поста. Печальные дни его наступают в молчанье, ночью, под унылое бульканье капели». Тишина поста, сменившая разгульное веселье масленицы, звон капели и слова
Части вторая и третья в сравнении с первой носят более личный характер. Если «Праздники» и «Праздники — радости» повествуют о жизни в вере, то «Скорби» — о смерти в вере, о том, как достодолжно подготовиться к смерти и принять истинно христианскую кончину. Автобиографическому циклу Шмелева давали самые разнообразные жанровые определения. «Лето Господне» называли романом-сказкой, романом-мифом, романом-легендой, даже романом-грезой, подчеркивая тем самым силу творческого преображения действительности в произведении. Но «Лето Господне» — это еще и роман воспитания, так как его внутренний сюжет — это путешествие детской души, ее становление под влиянием повседневного общения с миром взрослых. Фигура мальчика Вани — организующий центр всего романа, вокруг него строится, вращается тот мир, неотъемлемой частью которого является и он сам.
Если время романа, как уже отмечалось, цикличное, замкнутое , то модель пространства строится по принципу расширяющихся концентрических кругов. Эти круги включены друг в друга и неразрывно связаны между собой. Первый круг — самый маленький, являющийся для Вани центром его детской Вселенной, — это Дом.
Дом держится на отце. Отец — олицетворение живого, деятельного начала, пример жизни «по совести». Второй круг — двор, Калужская улица. Фигуры приказчика Василь Василича Косого, няньки Домнушки, балагура Дениса, красавицы Маши выписаны Шмелевым мастерски и с любовью. Каждый из героев при всей своей «типичности» и «обобщенности» незабываем и неповторим.
Третий круг — Москва, «колодец русскости» , душа России, с ее тенистыми садами, Москвой-рекой, бесчисленными храмами, древним Кремлем. Москва у Шмелева предстает живым, одушевленным существом: она торгует, строится, гуляет, печалится, радуется и молится. Четвертый круг, объемлющий собой все другие, — это Россия. «Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки.
А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье» . Все эти расширяющиеся круги внешнего пространства вмещает внутреннее пространство памяти автора-повествователя. Как уже говорилось, модель круга, организующая время и пространство «Лета Господня», реализована и на уровне отдельных глав. Каждая глава может рассматриваться как самостоятельное произведение, одновременно связанное идейно и тематически с романом в целом. Композиция главы как бы в миниатюре повторяет композицию романа. Чаще всего повествование строится так: описываются события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после чего следует рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве.
Каждый описанный день являет собой целостную, самодостаточную модель бытия. Замкнутое пространство дома вбирает в себя бесконечность, один прожитый час — вечность, микромир — макромир. В романе это выражено емкой формулой, начертанной на священном «золотом листе», который подарен Горкину: «Счастлив тот дом, где пребывает мир… где брат любит брата, родители пекутся о детях, Дети почитают родителей!
Там благодать Господня…» Фигура Михаилы Панкратыча Горкина, второго главного героя романа, наставника Вани , связывает, соединяет все композиционные круги. «Горкин! Человек старинный, заповедный», помнящий еще прабабушку Устинью — хранитель благочестия и родовой памяти. «Но какие же у него грехи? Он ведь совсем святой — старенький и сухой, как и все святые. И еще плотник…» — думает Ваня, глядя на молящегося Горкина.
Именно Ване, чья душа еще младенчески чиста и по-детски отзывчива, передает Горкин духовный опыт поколений: ему предстоит стать хранителем тех заветов и устоев, на которых искони держалась русская жизнь, когда «милый Горкин» уйдет туда, в ту жизнь, «где уже не мы, а души». Горкин не боится говорить с ребенком о смерти. «Память смертная», не позволяющая человеку в суете дней забывать о душе , — одна из главных христианских добродетелей. Старенькому Горкину выпадает на долю проводить в последний путь отца Вани. Но о смерти его самого в романе Шмелева не сказано. Горкин умереть «не может», как не может умереть дорогое сердцу Замоскворечье, как не может исчезнуть бесследно русский дух и сама Россия.
Циклическая, круговая композиция романа отражает глубинный смысл произведения. Идея прогресса, с ее устремленностью в будущее , пренебрежением ко дню сегодняшнему, обесценивает жизнь, выхолащивает ее. В своей книге Шмелев рассказывает о радостях и скорбях человеческого существования. «По-мни… по-мни-и…» — слышится Ване в звуке погребального колокола. Помни о конечности, бренности земного пути, помни о своей бессмертной душе, не дай ей погрязнуть в суете повседневных дел и забот, радуйся Божьему подарку — жизни. «У Бога — всегда праздник. У Бога, что день, то и праздник» — гласит народная мудрость.
Праздник — день святой: «в день свят суеты спят». Праздник архаичен по своей сути, в нем — память поколений . В праздник суета буден затихает, время замедляется, давая возможность и человеку остановиться, задуматься — прикоснуться к Вечности. Праздник был до нас, есть при нас, будет и после.
Жизнь, которую показывает нам Шмелев, устроена «по-божьи», она едина и неизменна в своей основе: «Так все налажено, только разумей и радуйся». Может ли возникнуть желание переделать такой миропорядок?