Изображение природы в лирике А. С. Пушкина
Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красу морских стихий. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь.
В ранний период своего творчества Пушкин развивал традиции В. А. Жуковского в создании лирического пейзажа. Лирический герой стихотворений Пушкина — это человек, восхищающийся простором и красотой русской природы, глубоко чувствующий ее, сопереживающий ей, ищущий
Описание природы дано в духе сентиментальной идиллии, в светлых спокойных тонах. Для раннего творчества поэта характерно изображение природы в духе романтизма, где пейзаж соответствует душевному состоянию лирического героя. Так, первой «ночной» элегией Пушкина
Лирический герой мечтает о «волшебных краях», куда стремится «с волненьем и тоскою». Выразительные эпитеты: «потерянная младость», «минутные друзья» — усиливают мотив печали, сожаления и тоски, в то время как другие: «волшебные края», «пределы дальны», «обманчивые моря» — подчеркивают мысль о призрачной несбыточности «знакомой мечты». Поэт точно передал движение человеческой души: «Душа кипит и замирает». Частый повтор некоторых строк усиливает мотив вечности происходящего: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Образ стихии присутствует и в других романтических стихотворениях Пушкина. Расставание с морем, олицетворяющим свободу, тема элегии 1824 года «К морю»: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Обращаясь к морю, лирический герой обещает: …не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. Умение показать красоту окружающей природы, передать читателю ее очарование отличают стихотворения Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики, с позиций реализма.
Одним из них является стихотворение «Осень» , написанное в жанре отрывка. В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени — своему любимому времени года: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России.
Поэт ощущает прилив творческих сил: «И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут». В стихотворении дается образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил и готовится к плаванию: … — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть? Лирический герой проводит мысль о том, что поэтическое вдохновение неподвластно человеку и его разуму, оно приходит само собой, источник его — неведомая сила.
Осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Эта связь отражена в стихотворении «19 октября» 1825 года: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор…
Не только «багрец и золото» осенних лесов пленяли Пушкина, но и снега суровой зимы, ее веселые праздники: Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега. Зимним пейзажем любуется поэт и в стихотворении «Зимнее утро» . Эпитеты: «день чудесный», «прозрачный лес», «веселый треск» — создают картину морозного солнечного утра. Разнообразие и богатство красок в описании зимней природы помогают увидеть глаголы: «лес чернеет», «ель сквозь иней зеленеет». Веселой тональностью проникнуто это стихотворение: Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…
Совсем другим настроением проникнуто стихотворение «Зимний вечер» : Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… «Ветхая лачужка» навевает печальные мысли о «бедной юности» поэта Единственным его другом в данной ситуации является «добрая подружка» няня Арина Родионовна. Природа в стихотворении олицетворена, она действует как живой человек. Той же грустью проникнуто и стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году: Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То раздолье удалое, То сердечная тоска…
Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной равнине. Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытие; круговорот в природе наводит его на мысль о закономерности смены поколений людей. Все это нашло выражение в стихотворении «Вновь я посетил…» , написанном после посещения Михайловского, где он «провел изгнанником два года незаметных».
Поэт вспоминает умершую няню, «холм лесистый», где когда-то сиживал «недвижим». Прекрасная природа выступает контрастом убогой жизни людей. Поэт обращает внимание на три сосны: Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко. «Младая роща», разросшаяся за десять прошедших лет, становится символом новых поколений, новой жизни. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем друзья-современники Пушкина, декабристы. Именно им суждено осуществить мечты о «вольности святой».
Пейзаж гармонично сочетается с действительностью в лирике Пушкина. Это отмечал в своей критической статье В. Г. Белинский. По его словам, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры». Изображая природу, поэт шел от традиций классицизма к романтизму, на смену которому пришел реализм.
В творчестве Пушкина присутствует как романтический, так и реалистический пейзажи, но все картины созданы настоящим мастером — живописцем.