Идейное содержание пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
Последняя законченная пьеса Чехова — «Вишневый сад» — представляет собой итог всей его литературной деятельности. В ней отчетливо звучат некоторые из основных мотивов, разработкой которых он был занят, начиная с 80-х годов XIX века и до конца своей жизни. В основе пьесы лежит социальная тема — гибель старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии. Перед нами дворянство в состоянии упадка. Раневская и Гаев — люди непрактичные, окутанные долгами, не умеющие хозяйничать.
Являясь людьми слабохарактерными, они резко меняют
В противоположность Любови Андреевне, Аня Раневская серьезно относится к жизни. Она хорошо понимает, что мать не умеет вести хозяйство, поддерживать в нем порядки. Еще в детстве Аня росла далеко
Автор все время подчеркивает, что она не понимает сущности реальной жизни: раздает деньги нищим, лакеям, покупает дорогие вещи тогда, когда деньги необходимы дома. Чехов констатирует слабость и нежизнеспособность уходящего со сцены истории дворянского сословия. Если Раневская и Гаев не задумываются над практической стороной жизни, то Лопахин, наоборот, понимает жизнь, отлично знает, как нужно ее устроить. О его приспособленности к жизни можно судить по тому, как из простых крестьян, бывших крепостных, он выбился в купцы. «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках». И когда Лопахин покупает вишневый сад, он ликует: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню!» Однако герой отнюдь не ненавидит дворянское сословие — сочувствует ему.
Жизненный опыт и наблюдательность Лопахина позволяют ему заметить разорение усадьбы раньше хозяев. Видя это, он предупреждает их, предлагает свои проекты спасения: отдать землю в аренду под дачи. Но Гаев и Раневская считают это неприемлемым для себя: «Дачи и дачники — это так пошло, простите!» Веяния нового времени противны мировоззрению дворян, они отказываются от «пошлого» варианта спасения имения, но другого варианта предложить не могут. Черты, свойственные Раневской и Гаеву, характерны для старого, отживающего поколения.
Это пассивные, бессильные люди, действующие только на словах. Но и Лопахин для автора — явление временное, не идеальное, ведь именно он вырубает вишневый сад — символ связи поколений. В пьесе Чехов показывает и людей нового поколения, возможно, за ними будущее.
Это Аня Раневская и Петя Трофимов. Новые люди должны быть сильными борцами за грядущее счастье. Правда, Трофимова отнести к числу таких людей трудно: он «недотепа», не слишком силен и, по-моему, недостаточно умен для великой борьбы.
Надежда — на юную Аню. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» — верит она, и в этой вере — единственный в пьесе вариант счастливого для России развития ситуации.