Стихотворение И. А. Бунина «Крещенская ночь»
Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии. Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было для Бунина частью окружающего мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал молодой тогда поэт. Поэтический консерватизм уберег его от модных «болезней» времени: имажинизма, символизма и др.
При этом поэзия Бунина не лишена взволнованности, особого лиризма. Строгая поэтическая система творчества Бунина, как продолжателя традиций, позволило
Его поэзия поднимет темы, которые волновали человека во все времена. Так, в стихотворении «Крещенская ночь» говорится о человеке, «исполненном тревоги». Он один оказался в «опушенном
В начале произведения Бунин описывает пейзаж зимнего леса. Поэт подчеркивает особую тишину, похожую на сон. С помощью олицетворения художник слова передает спокойствие и безмятежность природы: Убаюкала вьюга седая Дикой песнью лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Противопоставление тишины зимнего леса человеку, исполненному тревоги, позволяет Бунину раскрыть в данном стихотворении традиционную для его лирики тему одиночества.
Данный мотив понимается поэтом как чувство, которым наделен каждый человек вне зависимости от его временного и пространственного расположения. Именно чувство одиночества помогает человеку ощутить себя частью природы. Таким образом, Бунин раскрывает классическую тютчевскую тему одушевления природы, стремления человека проникнуть в потаенные миры, понять смысл существования рода людского. Если человек не может слиться с природой как герой стихотворения, которому все чудится «что-то живое», то он обречен на полное одиночество и страдания. В стихотворении есть еще одно символическое противопоставление леса и месяца.
Лес рисуется поэтом погруженным в царство сна, в то время, как месяц восходит все выше и выше, живя при этом своей особенной таинственной жизнью. Но они оба одухотворены, и это их роднит. Месяц — символ начала жизни, хранителя «хрустального царства лесного».
Центральным мотивом ощущения лирического героя является предвкушение, предощущения какой-то динамики, оживления, пробуждения ото сна. Ему все чудится, что: Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Волк выступает здесь как символ опасности, которая грозит человеку в мире вселенского покоя.
Человек оказывается вновь оторванным от мира, подверженным чарам «вьюги седой» в лесу, в котором: …даже ветла не скрипит, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Само заглавие стихотворения говорит об особой значимости момента. Ведь именно в крещенскую ночь по русским поверьям свершались особые чудеса. И поэт описывает их на примере пейзажа зимнего леса. Это помогает Бунину передать чувство взволнованности и тревоги.
В последнем четверостишии ощущение ожидания чуда достигает наивысшего накала, кульминации: А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное! Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием изобразительно-выразительных средств языка. Прием, положенный в основу всего стихотворения, олицетворение: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т. д. Множество эпитетов: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» , «дивный покой» и т. д. Преобладающие цвета в стихотворении — серебряный, белый и синий. Для творчества поэта характерно использование традиционных стихотворных размеров.
Ритмическое движение слабо выражено. Звуковой рисунок скуп. Лексика в основном общеупотребительная, поэту чужды неологизмы и архаизмы.
Все это позволяет поэту передать сдержанность и особую сосредоточенность эмоциональных переживаний. Это стихотворение выступает как лучший образец поэзии в ее классическом варианте.