«Душа русского человека» в творчестве Бунина
Талант Ивана Алексеевича Бунина, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, но с годами все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли «матовому серебру», язык именовали «парчовым», а беспощадный психологический анализ — «ледяной бритвой». Л. Толстой сказал о его изобразительном мастерстве: «Так написано, что и Тургенев не написал бы, а уж обо мне и говорить нечего». Он родился в помещичьей семье, в глубинной России, рос в плодородном орловском и елецком подстепье.
Гордость
Главной темой своего творчества Бунин определил изображение «души
В одном из внутренних диалогов этого произведения Бунин так говорит о русском человеке: «Не хвалитесь… что вы — русские! Дикий мы народ!.. Историю почитаешь — волосы дыбом станут: брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство да убийство, убийство да вероломство…» Жалея народ вообще, Бунин приходит к неутешительному итогу — в своих бедах виноват сам народ. Незамысловатую жизнь крестьян Бунин изображает как бытийно значимую, таящую загадки национальной истории.
В русском крестьянине и русском человеке вообще Бунина восхищали богатство натуры, талант, своеобразный артистизм, наивность, непосредственность и вместе с тем настораживали невежество сознания и стихийность чувств. Писатель с горечью отмечал смешение разнородных начал в народной жизни: недовольство обыденным и смирение с нечеловеческим существованием; мечтательность, желание подвига, высокий порыв и быстрая утомляемость, переменчивость настроения; доброта, долготерпение одних и безмерное своеволие, прихоть, беспощадный деспотизм других. А в результате — непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве. Герой повести Кузьма Красов, строгий, худой от голода и дум, мучительно размышляет о судьбе великой страны, о ее бесконечных богатствах и нищей убогости: «Чернозем-то какой!
Грязь на дорогах — синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов — темная, густая… Но избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб — рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками…
Пещерные времена, накажи Бог, пещерные!» Нет, это не Кузьма Красов, а сам автор выносит на суд читателя противоречивые свои думы о судьбе России, о Руси как о целом. Но за современными Бунину горькими картинами жизни крестьянской России он все время видит ее глубинную, многовековую историю, за темными и искалеченными судьбами — огромные, неразбуженные силы, таящиеся в русском человеке. Бунину приходилось слышать много упреков со стороны критиков в том, что жизнь деревни видится ему в слишком уж мрачных тонах, что он не знает и не понимает народ и даже стремится его очернить.
Бунина эти упреки раздражали. «В деревне прошла моя жизнь,- парировал он,- следовательно, я имею возможность видеть ее своими глазами на месте, а не из окна экспресса». Действительно, Бунин знал деревню так, как никто из писателей, что давало ему полное право на собственное суждение о ней. «Деревня» ознаменовала начало нового плодотворного этапа в творчестве Бунина. В 1910-е годы из-под его пера выходят: повесть «Суходол», рассказы «Веселый двор». «Хорошая жизнь», «Захар Воробьев», «Худая трава», «Господин из Сан-Франциско» и «Сны Чанга». «В эти годы,- вспоминал писатель,- я чувствовал, как с каждым днем все более крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы».
Деревенская тема продолжает занимать центральное место в творчестве Бунина и в этот период. Он словно чувствует, что в повести «Деревня» сказал еще далеко не все — внутренний мир крестьянина остался за пределами повести. «История души» была описана Буниным достаточно ясно в повести «Суходол». Прообразом Суходола послужила родная писателю Каменка.
Бунин очень живо нарисовал характеры жителей Суходола, их мир забот и страстей. «Жизнь семьи, рода, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна,- пишет Бунин.- Но темной глубиной своей да вот еще преданиями, прошлым и сильна-то она». Уже на первых страницах повести Бунин создает яркий образ Натальи, которая выступает как наиболее трагическое действующее лицо. Чем глубже погружается Бунин в анализ характеров героев повести, тем очевиднее становится их зависимость от условий реальной действительности, тем категоричнее звучит суждение самого писателя об этих условиях.
В повести «Суходол» Бунин стремился доказать, что «быт и душа русских дворян те же, что и у мужика: все различие обусловливается лишь материальным превосходством дворянского сословия». Бунин с большим сочувствием относился к русскому народу, глубоко верил в его душевное здоровье и могучие нравственные силы, лишь скованные в нем до поры уродливыми формами современной общественной жизни. Не сомневаясь в грядущем возрождении, писатель, однако, придавал несравненно большее значение способности народа переносить жизненные невзгоды, нежели его стремлению активно противостоять им.
Таким выступает народ в рассказах «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Худая трава», «Сверчок». Герои этих произведений: кроткая, всепрощающая Анисья, простодушный и добрый богатырь Захар Воробьев, Егор Минаев. Сверчок — являются для Бунина представителями истинной России. Он противопоставляет их миру кулаков и лавочников. На этих людей писатель возлагает надежды на грядущее национальное возрождение. «В отношении людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнуренных безнадежной нуждой, голодом… унижениями от власть и капитал имущих.
В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в Бога, простодушные сожаления о прошлом. К людям, так или иначе порывающим с этим исконным крестьянским миром… Бунин беспощаден»,- писал А. Т. Твардовский. Эта непоколебимая позиция Бунина с еще большей силой сказалась в эпоху великих революционных потрясений, когда народ с оружием в руках поднялся на борьбу. В восставших писатель увидел ту слепую, разрушительную силу, которой сам всегда страшился и которую ненавидел.
Он отказался признать народ в этих людях и навсегда порвал с этим народом… Бунин провел в эмиграции тридцать три года, где не переставал заниматься литературной деятельностью, в отличие от многих других эмигрировавших русских писателей. Пережив короткий период творческой растерянности, он нашел в себе силы включиться в работу.
Трагическое сознание того, что он навсегда потерял Россию, не покидало Бунина до последних дней его жизни. Жизнь вне России поневоле поставила перед ним задачу, к выполнению которой он и без того был подготовлен всем своим предшествующим опытом. Оторванность от родины, обладание исключительно старым историческим материалом и старыми о нем представлениями стали причиной того, что произведения этого периода — «Жизнь Арсеньева», цикл «Темные аллеи» и некоторые другие — тяготеют к «прошлому, отжившему» и его вечным проблемам. Именно в разлуке с родиной, вдали от нее, у Бунина нашлись самые нежные, самые ласковые слова о ней, которые он раньше, живя в России, стеснялся произнести вслух. Вера в Россию , очевидно, и предопределила исключительность судьбы Бунина даже среди богатой талантами русской литературы.
Он не только был, но и остается одним из крупнейших русских писателей. Бунинское слово осталось нетленным. Оно вошло в ту сокровищницу прекрасного и вечного, что именуется искусством и к чему всю жизнь стремился художник.