Драма «пустой души» по роману-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национальное и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX века.
Все оттенки ее психологии,
С детских лет Клим решил «выдумать» себя, «иначе никто из взрослых не будет меня замечать». Он также был озабочен своей оригинальностью. Репетитор Самгина Томилин учил его: «Человек свободен только тогда, когда одинок…»
Он — герой ложных претензий. Не случайно образ Самгина окружен роем мотивов пустоты, призрачности, нереальности. Не случайно М. Горький неоднократно повторяет фразу: «Да был ли мальчик-то?» Самгин из числа людей, которые «искали-искали свободы духа и, вот, будто нашли, а свободой-то оказалась бесцельность, надменная пустота какая-то…» Трудно назвать другое произведение, в котором были бы даны различные образы опустошенности, как это сделал Горький в своем романе.
И Самгин встает перед читателем как некий символ пустоты. Самгин не красив и не уродлив. В его внешности нет ничего яркого.
Мелкие, невыразительные черты лица. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Он тяготеет к предательству, но сам себе в этом ни за что не признается.
Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений. Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь «ставить свое мнение между да и нет». Эту неустойчивость прививала Самгину вся обстановка, в которой он воспитывался.
Клим Самгин причислял себя к «лучшим людям страны», но всерьез не задумывался над вопросом, какую позицию должны занимать эти люди к царящему мраку. Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как «смуту». Зрелость не подарила ему тишины и ясности. Особенно трудным оказалось разобраться в собственной личности.
Нередко он ловил себя на том, что «наблюдает за собой, как за человеком, мало знакомым ему и опасным для него». Недовольство собой иногда превращается в чувство вражды к себе. Самгин был бессилен выбраться из жизненной путаницы. Она росла и затягивала его. Постоянно боясь утратить свою индивидуальность, Клим не замечал, что он все больше утрачивает ее.
Он довольно часто боится остаться наедине со своими мыслями. Достигнув сорока лет, он говорит: «Я еще не познал себя». Фраза эта вырвалась у него «неожиданно», а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. «В сущности, я бездарен», — признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой. Самгин бездарен в любви, в человеческих отношениях, в жизни. У него нет ни друзей, ни близких.
В противоречивой двойственности — весь Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится им; представитель интеллигенции, он отрицает ее. Этот мотив самоотрицания в конечном счете приводит к самоуничтожению, пустоте, варварству. В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности.
Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: «Что должен делать я и что могу я сделать?» Подводя итог жизни своего героя, Горький пишет: «Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда — устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни».