Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»
Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.
Домашнее задание при подготовке к уроку.
Своеобразие драматических произведений .
«Исследование» афиши .
Выразительное чтение 1-го акта по ролям .
Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.
Ход урока
Повторение. Драматические произведения.
Учитель. В чем состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный
Ответы учеников.
Драма — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актера, но которых не увидит зритель. Драматург еще и ограничен в объеме произведения и в числе действующих лиц .
Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать
Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.
Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.
Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна.
В одной из старинных песен поется: «Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать».
Вопрос.
— Чем могло привлечь зрителей — современников М. Горького — название пьесы «На дне?
Ответы.
— «Дном» называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии.
Ведь сам факт существования «дна» жизни предполагает и наличие «верхнего течения», к которому стремятся персонажи.
Вопрос.
— Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?
Ответы.
— Лука — один из евангелистов, Горький дает ему имя, которое ему дорого.
— Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького .
— В Красноярске жил современник М. Горького архиепископ Лука . Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провел двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник.
Священник и хирург в ватнике — таким увидел его скульптор.
— Сатин — в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
Вопрос.
— О чем говорит род занятий действующих лиц?
Ответы.
— Клещ — слесарь, Квашня — торговка пельменями, Алешка — сапожник, Кривой Зоб и Татарин — ключники. Все это нужные Профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт.
Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?
Вопрос.
— Каков возраст ночлежников? О чем это говорит?
Ответы.
Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст. А еще это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами.
Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего.
— Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький дает возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон?
Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
— Родство супругов Костылевых и полицейского подчеркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.
Вопрос.
— Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?
Выводы.
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на «дне» жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт .
Понятно, что здесь, в условиях «дна», самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Следующий этап урока — Чтение по ролям 1-го акта .
Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это Дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу.
От другого мира веет холодом. «Озяб», — говорит Бубнов, холодно Алешке, Клещу.
Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.
Ответы учащихся.
Сатин Появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «темный человек».
В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Актер — пьяница, постоянно вспоминающий свое актерское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет ее. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись».
У него нет имени . Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создает иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С. Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть еще тупее».
Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура.
Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
Настя В 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь».
Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.
Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».
Выводы после чтения.
В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своем равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, — о своем.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылева, атмосферу духовного разобщения людей автор передает в оригинальной форме полилога. Герои сознательно разрознены Горьким — каждый говорит о своем. О чем бы ни начал говорить герой пьесы, он все равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение.
Этими словами раскрывается «подтекстовый смысл»: мнимость связей, ненужность этих людей.
Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, «сонное». Развитие конфликта начинается с появления Луки.
Литература Для справок:
1. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. Идеи и образы. М., 1968.
2. Горький М. Статья «О пьесах».
3. Кузьмичев И. «На дне» М. Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.