Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока

Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви.

Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой

— необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.

К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности. Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный «роман», проходит мотив идеальной любви-стремления.

Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить

возвышенность чувства. Особенность этого цикла — в неразделенности двух планов: личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира. Одно из самых ярких стихотворений этого цикла — «Вхожу я в темные храмы…». Оно было написано в 1902 году.

Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады. Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни».

Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока. По жанру произведение представляет собой маленькую поэму, так как имеет сюжет: герой находится в храме, ждет свою возлюбленную и переживает сильные чувства, связанные с этим ожиданием. Так реализуется главный мотив цикла стихов — мотив ожидания.

Действительно, оно для лирического героя кажется важнее, чем сама встреча: Там я жду Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. Красные лампады усиливают момент трагичности. Эта трагичность осознается героем и исходит от того, что реальность не соотносится с хрупкой мечтой, тем образом, который живет в сердце поэта: В тени высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.

Стихотворение — это сжатая мысль, поэтому по одному слову мы угадываем о целой истории. Так по фразе: «О, я привык к этим ризам // Величавой Вечной жены!» становится понятно, что не первый раз герой ждет свою возлюбленную в этом храме. А перефраза — «Высоко бегут по карнизам // Улыбки, сказки и сны…» — рисует перед читателем сам храм. Поэт имеет ввиду блики солнца, которые пробиваются через высокие окна под крышей.

Этот свет становится символом идеального стремления героя. Степень переживания персонажа показана в последнем четверостишии стихотворения: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Здесь говорится о том, что героиня еще не пришла, но будет с минуты на минуту, и любящее сердце уже предчувствует эту скорую встречу.

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» поражает не столько обилие тропов, сколько цветопись, которую активно использует автор. Так, Блок использует для создания особой атмосферы такие цвета: черный , красный , золотой . Как видно, преобладающий цвет — золотой и все его оттенки , а он, как известно, является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. А красный и черный как бы указывают на трагичность этого чувства. Женский образ символичен, у нее множество имен: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая.

Но несмотря на всю ее возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой. Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. За гранью «отношений» героев читаются еще более глубокие поэтические открытия.

Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае, в той ее части, которая связана с состоянием любви.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока