Что понимают под техникой чтения? Влияние смыслового и технического чтения на процесс обучения
Что же понимают под техникой чтения? Чтение-это сложный психофизиологический процесс, в котором выделяют 2 стороны:1)смысловой-понимание, осознание смысла; 2)технический-темп, правильность, выразительность. Осмысленность:содержание каждого из предложений, уяснение смысловой связи между предложениями, содержание отдельных частей и смысла этих частей .Правильность:читающий избегает ошибок, либо наоборот заменяет, переставляет, искажает буквы ,слоги и слова. Выразительность:обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использует паузы,
Скорость -характеризуется количеством слов, произносимых в минуту. Скорость зависит от способа чтения .Для повышения техники чтения, нужно побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми группами слов, т. е. к самому продуктивному способу. .Нужно отметить, что к оцениванию требования для всех едины и при этом не учитываются ни типы ,ни речевая подготовка ребенка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка. Кроме того, необходимо иметь в виду, что сама процедура
Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого, и к количеству ошибок, допущенных при проверке. Конечно, очень важно, чтобы к концу четвертого класса Дети владели необходимой скоростью чтения. Ведь это залог успешного обучения в школе. Зайцев В. Н считал, что оптимальная — это скорость разговорной речи от 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособлен за многие столетия артикуляционный аппарат человека.
А значит добиться реальных успехов вполне возможно. Скорость чтения, является одним из первых факторов из числа влияющих на успеваемость. Доказательсвом того служит такой пример:в 6-7 классе домашнее задание на один день составляет до 8 печатных страниц учебников, а это примерно 6500 слов, а то и больше.
Для усвоения его некоторым необходимо прочитать 2-3 раза, а это уже составит от 2 до 3 часов при средней скорости. Плюс письменное задание, на которое прибавим еще пару часов, да плюс 6-7 часов, которые ребенок уже провел в школе. Таким образом, многие дети обречены на неуспеваемость до тех пор, пока не научатся быстро читать.
Исходя из несложного подсчета, не трудно переоценить значимость уроков чтения. Обычно, быстро читают те, кто читает много! В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит и умственная работоспособность.
Навык чтения формируется в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начальной школы большинство учащихся имели технику не меньше 120слов. Но при этом читали правильно, выразительно, внятно и без ошибок.