Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. “История одного города”


Основными темами произведений М. Е, Салтыкова-Щедрина являются обличение самодержавия, господствующего класса, а также проблема народа. В сказках и в романе “История одного города” сильны фольклорные традиции. Многие сказки начинаются, как русское народное творчество: “В некотором царстве, некотором государстве жил-был помещик” (“Дикий помещик”). В своих произведениях автор использует басенную традицию изображать человеческие пороки в образе зверей. Ирония писателя видна во всех образах, которые мы можем увидеть в его произведениях.
Многие считают роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” сатирой на самодержавие. Произведение рассказывает о жизни губернии, в которой правители часто сменяют друг друга. Каждый правитель привносит что-то свое в жизнь глуповцев. Например, первый губернатор, Клементий Амадей Мануйлович, являлся поклонником макарон, поэтому он принуждал своих подчиненных их готовить. На вершине власти были как жестокие, глупые, так и простодушные губернаторы. Так, к примеру, при Двоекурове Семене Константиновиче были вымощены Большая и Дворянская улицы, заведено пивоварение и медоварение. Хотя приобщение глуповцев к горчице и лавровому листу потребовало многих жертв.
В романе автор изображает некоторые явления абсолютно абсурдными. Так, анархия выражается в потоплении Прошки да Ивашки,


а в борьбу за власть вступают авантюристка Клемантина, пампадурша Амалия Карловна и бездетная вдова непреклонного характера Ираида Лукинишна. Каждый из градоначальников является носителем какого-то порока. Брудастый, прозванный в народе “Органчиком”, знал только несколько слов и впоследствии вообще выяснилось, что он – машина с подпорченным механизмом. Маркиз де-Санглот отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Фердыщенко “при не весьма обширном уме, был косноязычен”, а Бородавкин – жесток. Из-за недоимок в два с половиной рубля Петр Петрович спалил тридцать три деревни. Деятельность каждого градоначальника преследовала одну единственную цель – изъять у глуповцев под разным предлогом как можно больше денег. Одни градоначальники до последнего выжимали народ, при других он начинал жиреть и “даже бросать хлеб свиньям”. Однако в любом случае ясно видна несостоятельность правителей, неумение правильно организовать жизнь города. Это не удивительно, автор в главе “Опись градоначальникам” прямо указывает на то, что у вершины власти оказывались совершенно случайные люди: Клементий был поваром в Италии, Ферапонтов – брадобреем у герцога Кур-ляндского, Ламврокакис – вообще беглый грек, без имени и отчества.
Здесь же прослеживается ирония Салтыкова-Щедрина над восторженным отношением русских ко всему нерусскому. Часто в то время иностранное происхождение открывало для человека невероятные возможности в России. Но и правители российского происхождения не отличались радивостыо. Негодяев “разместил вымощенные предместниками его улицы”, Грустилов увеличил дань с откупа до пяти тысяч рублей в год, а Фердыщенко был охотником до чужих жен. Каждый из градоначальников создавал указы, противоречащие здравому смыслу. Так, к примеру, Двоекуров сделал обязательным употребление лаврового листа и горчицы, а Фердыщенко приказал “людей, имеющих унылый вид, забирать на4 съезжую”. То есть каждый по-своему проявлял свое самодурство. Некоторые градоначальники даже занимались научной или литературной деятельностью. Беневоленский собствен-норучно сочинял проповеди для городских попов и переводил с латинского сочинения Фомы Кемпийского, а Грустилов оставил после себя несколько сочинений идилистического содержания. Жаль только, что эта деятельность никак не сказалась на благополучии обитателей Глупова. Из произведения видно, с каким сарказмом автор относится к “сильным мира сего”. Однако и обыватели города не вызывают у Салтыкова-Щедрина сочувствия.
В своем письме в редакцию “Вестника Европы” писатель отвечает на упрек рецензента в “глумлении над народом”. Автор проводит четкую черту между народом историческим, действующим на поприще истории, и народом, воплощающим идеи демократизма. В первом случае Салтыков-Щедрин считает, что если народ “производит Бородавкиных и Угрюм-Бурчеевых, то о сочувствии не может быть и речи”. Писатель иронизирует над пассивностью обывателя, над его нежеланием выходить из состояния бессознательности. В случае с народом, как носителем идей демократизма, автор считает, что ему “нельзя не сочувствовать уже по тому одному, что в нем заключается начало и конец всякой индивидуальной деятельности”. Салтыков-Щедрин высмеивает стремление обывателя обязательно кому-то подчиняться. Так, в главе “О корени происхождения глуповцев” головотяпцы не сумели навести порядок, поэтому “надумали искать себе князя”. Эта тема прослеживается в сказках автора. Так, к примеру, в сказке “Самоотверженный заяц” главный герой настолько боготворит “хозяев жизни”, что добровольно готов расстаться со свободой.
В “Истории одного города” Салтыков-Щедрин отразил, я думаю, практически все “болезни” власти и народа, этой самой власти подчиняющегося.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


There are four types of syntagmas.
Сейчас вы читаете: Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. “История одного города”