Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина

М. Е. Салтыков – Щедрин, писавший под псевдонимом Щедрин – вершина русской сатиры. Главное своеобразие его фигуры в русской литературе заключается в том, что Щедрин был и остается в ней крупнейшим писателем социальной критики и обличения.
Произведения Щедрина при всем их жанровом многообразии – романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы – сливаются в одно огромное художественное полотно, изображающее целое историческое время. “У Щедрина, отличительной чертой личности которого и главной мерой вещей был разум, а главным

орудием борьбы с враждебным ему миром – “меч мысли”, созданное им обличительное полотно можно назвать “Глуповской комедией”, или же, по определению самого писателя, трагедией жизни, находящейся “под игом безумия” [Макашин, 1991, с.7]
Сила и пафос его публицистики обычно не только не наносили ущерба художественности произведений, но идейно углубляли и возвышали их. Органическое слияние художественного и публицистического – одна из характернейших особенностей творчества Щедрина. Явления жизни, становившиеся предметом критики Щедрина, воспринимались им в двух плоскостях. В одной они представлялись
во всей конкретности своего “физического” существования, в другой – как объективности, не соответствующие идеалу, поэтому отрицаемые и в идейно – моральном плане как бы не существующие.
Одним из способов литературного выражения такого восприятия служит у Щедрина система “ирреальных” образов: “призраки”, “тени”, “миражи”, “трепеты”, “сумерки” и др.
“Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков”, – заявлял Щедрин. – “Но я утверждаю, что эти призраки не только не бессильны, но самым решительным образом влияют на жизнь”. [Макашин, 1991, с.8]
С миром “призраков” сосуществует в щедринской сатире близкий к нему мир “кукол” и “масок”, мир “картонной жизни”, и “жизни механической”. Эта система образов служит писателю для изображения, с одной стороны, мощных бюрократических механизмов царизма, а с другой – разного рода явлений “мнимой”, “ненастоящей”, “обманной” жизни – ее примитивов, стереотипов и всякого рода социальных искажений облика и поведения людей. Глубокое развитие получил у Щедрина прием использования представителей животного мира для выражения человеческих характеров.
Щедринское искусство гротеска и гиперболы многообразно, но во всех своих формах и приемах оно направленно на достижение единых главных целей: обнажать привычные явления жизни от покровов обыденности, привлекать внимание к этим явлениям различными способами их заострения и показывать их подлинную суть в увеличительном стекле сатиры. Щедринские гротески и гиперболы исполнены яркой художественной выразительности, беспримерного остроумия и удивительной емкости обобщения.
Поэтика и стилистика произведений Щедрина чрезвычайно богаты острым, идеологически действенным фразеологическим и лексическим материалом, применимым и поныне. Он содержит множество ярких образцов искусства “заклеймения” социально отрицательных явлений действительности.
Для литераторов художественно – публицистических жанров поэтика и стилистика Щедрина представляют выдающуюся ценность как школа мастерства слова и редкого искусства пользоваться языковым оружием идейных противников для борьбы с ними и защиты своих идеалов. Ведь Щедрин – только он один – умел, например, пользовать


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Основные характеристики компьютера.
Сейчас вы читаете: Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина