«История умертвий» Иудушки Головлева
Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую ей не в силах. Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки — это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного
Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. «Порфирии Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничатъ». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу властной Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает», — говорит она.
Во время гражданской
Свое безразличие к спившемуся Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустословием. Одновременно он добивается от Арины Петровны того, что она лишает нелюбимого сына его доли наследства. Смерть брата Степана незримо приближает Порфирия Владимирыча к роковому одиночеству зияющей пустоте.
«История умертвий» находит закономерное продолжение в судьбе другого брата Иудушки — Пашки-тихони. Сцена свидания Порфирия Владимирыча с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту Иудушки. За речами о религиозном смирении кроется меркантильный денежный интерес.
Отношение Порфирия Владимирыча к Арине Петровне также говорит о предельной мелочности богатого головлевского помещика. Завладев фактически правами на имение, Иудушка отводит матери роль приживалки. Уязвленная гордость заставляет Арину Петровну переселиться в Дубровино.
«История умертвий» не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Анниньки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.
Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество. Салтыков-Щедрин населяет головлевский дом призраками «умертвий», которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. «Отовсюду, из всех этих углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону не повернешься, везде шевелятся серые призраки».
В финале романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин рисует «пробуждение одичалой совести» Иудушки. «И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его. Зачем он один?». В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.
Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. «История умертвий» Иудушки заканчивается его собственной смертью, и этот финал закономерен. Иудушка — жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Создавая вокруг себя атмосферу ненависти и подозрительности, Иудушка рано или поздно должен был остаться один. Так Салтыков-Щедрин приводит нас к выводу, что жить можно, лишь опираясь на законы нравственности и добра, и никогда, ни при каких обстоятельствах, не отступать от них. Тогда есть надежда, что на старости лет, «стоя одной ногой в могиле», вы не будете с ужасом вспоминать свою жизнь, и ничей призрак не потревожит вас.