Нравственное убожество героев в романе «Господа Головлевы»

В сатирическом романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показал, чем кончается жизнь, основанная на социальном паразитизме. Писатель ярко изображает картину деградации помещичьего рода, который физически вымирает, потому как процесс духовного развития представителей сословия давно прекратился.
В самом начале книги мы знакомимся со Степаном Головлевым, Степкой-балбесом. Этот «блудный сын» вернулся в родной дом, понимая, что здесь его ожидает гибель.
Человек опустился, пьет. Жилище, захламленная комнатка, вытравляет из Степана

все признаки жизни. Он превращается в нечто без мысли и чувства.
Мать, Арина Петровна, пытается задобрить сына после неудачного побега из Головлева, но «балбес словно окаменел», замолчал, целыми днями бродил по комнате.
Мать боялась, что сын спалит усадьбу. Он же об этом и не помышлял. «Казалось, он весь погрузился в безрассветную мглу, в которой нет места не только для действительности, но и для фантазии».
На этом человеке — печать вырождения. Что может получиться из пропойцы и тунеядца, потерявшего себя. Степан стал апатичным и безвольным, он даже для себя ничего не мог сделать.
Арина Петровна,
мать семейства, всю жизнь стремилась к увеличению собственности, которая обернулась против нее и ее детей.
Сын Павел превратился в угрюмого «человека, лишенного поступков».
Главный герой произведения, Порфирий Головлев, является олицетворением самого страшного в человеке.
Степка-балбес в детстве дал ему три прозвища: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик. Само слово Иудушка Салтыков-Щедрин умело замаскировал: вроде как «Иуда», а в то же время «душка». Паинькой прикидывался Порфирий всегда: любил приласкаться к маменьке, понаушничать. Даже для Арины Петровны его «взгляд казался. загадочным». Маменьке хотелось послушания и преданности, вот в такого хорошего мальчика он и играл.
Вырос Порфирий Владимирович, но привычкам добродетельным, ласковым не изменил. Роль заботливого дяди, беспокоящегося о детях родной сестры, он тоже играл умело.
На самом же деле это был «кровопивец», готовый ради собственности на все, совершенно безжалостный.
Порфирий хитер, он постоянно плетет для кого-то паутину. Вот приехал в дом умирающего брата Павла, где даже пытается шутить с родственниками. Щедрин пишет об этом: «Все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил о себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать!»
К постели умирающей матери Порфиша, «словно змей, проскользнул.» Так ведет он себя по отношению ко всем родственникам. Для него нет дорогих людей. Аннинька, племянница, последней попадает к дядюшке в паутину. Щедрин пишет, что Порфирий Владимирович встретил ее «с обычной благосклонностью, в которой никак нельзя было различить — хочет ли он приласкать человека или намерен высосать из него кровь».
Жизнь Иудушки подчинена собственности. Именно она убила в нем человеческое, развратила некогда существовавшую душу. Страшно то, что действует он «на законном основании». Не призовешь к ответу подлеца!
Щедрин хочет показать в своем романе, что нравственное убожество ожидает всех, кто ступает на стезю святотатства.
Ужасно лицемерие Иудушки, который старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле!
Прикидываясь заботливым, он выгоняет из имения маменьку, обрекает на смерть сыновей, имущество братьев присваивает.
Читая роман «Господа Головлевы», мы смеемся и ужасаемся, а иногда становится просто жутко. Писатель несколько раз употребляет слово «комедия». Ведь комично по природе своей и стяжательство, и лицемерие, и пустословие. А как страшен этот помещичий мир, где царствует ненависть, полным ходом идет процесс нравственного и физического разложения!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Нравственное убожество героев в романе «Господа Головлевы»