Родился в семье нотариуса. В 1881 г. семья перебралась в Париж, где Роллан закончил лицей Людовика Великого и поступил в нормальную школу. В студенческие годы Роллан познакомился с культурной жизнью столицы, много читал. Особое внимание будущего писателя предрасположил русский роман. Книги Л. Толстого, Ф. Достоевского и И. Тургенева открыли перед Ролланом другой, здоровый и целостный мир, чем та действительность, которая окружала юношу в Париже.
Сокрушительное поражение Франции в франко-прусской войне 1870 г., подавление Парижской коммуны и кровавый террор, духовный кризис французского общества в конце XIX ст., ярчайший проявлением какой стал культурный декаданс, – все это омрачало мировосприятие молодого Роллана пасмурным пессимизмом. Кризисное состояние общественного сознания Роллан осмысливал как кризис действия. “Мышление не могло соединиться с действием, тем не менее, оно знало, что действие справедливо”, – напишет Роллан со временем, подытоживая свой творческий и жизненный путь.
Стараясь преодолеть кризис действия, Роллан обратился к искусству как к средству компенсации личной неспособности к действию. Для молодого Роллана искусство – деятельность, в которой, прежде всего, нуждается и сам художник, это способ обогащения его индивидуальности, расширение личности. “Я влюблен в искусство, так как оно добавляет воздуха в мою маленькую жалкую личность.” – писал Роллан. Но мир искусства был осужден Л. Толстым в его трактате “Что же нам делать?”. В 1887 г. Роллан написал письмо к своему кумиру, в котором высказал уважение к большому писателю, но вместе с тем попробовал возразить его взглядам на искусство. Толстой ответил на письмо Роллана, детально выяснив свою позицию и заметив, что он осуждает не искусство вообще, а лишь кастовое, оторванное от народа искусство. Кроме Л. Толстого, на мировоззрение молодого Роллана заметное влияние справили пантеизм Б. Спинозы и фатализм Ж. Р. Ренана.
После окончания Нормальной школы в 1889 г. Роллан отправился в Италию, чтобы поработать над диссертацией. В Италии он настойчиво изучал изобразительное искусство и музыку. Роллана более всего поразило творчество Микеланджело, Й. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена и Р. Вагнера. Его захватило героическое искусство. Пребывание в Италии Роллан со временем охарактеризует как “лечение просветлением”. Вскоре он и в самом деле вылечился от юношеского пессимизма. В Риме Роллан познакомился с 70-летней немкой Мальвидою фон Мейзенбург, человеком энциклопедических знаний и большого жизненного опытв, которая знала многих выдающихся людей XIX ст.
Возвратившись в Париж, Роллан в 1892 г. вступил в брак из Клотильдой Бреаль, дочерью профессора филологии в Колеж де Франс, с которой проживет 9 лет. О причинах их развода он сознается М. фон Мейзенбург: “Общая жизнь была бы возможной, если бы один из нас пожертвовал собой ради другого; относительно меня, я не должен этого делать, а она, она не хочет этого”. А тем временем Роллан защитил в Сорбонне две докторские диссертации (1895): “Происхождение современного лирического театра: история оперы в Европе к Люлли и Скарлатти” и “Упадок живописи в Италии после XVI столетие”. Защитив диссертации, Роллан занимался научно-педагогической деятельностью: читал лекции из истории музыки в Нормальной школе и Сорбоннеі. Именно в этот...

период началась литературная деятельность Роллана. Еще в Италии он лелеял замысел первого своего литературного произведения, драмы “Орсино”. Действие этой пьесы происходит в период Возрождения. Главный герой – кондотьер Орсино, в описании которого автор хотел выразить “страстную и всеобъемлющую активность той замечательной эпохи”.
Ранние “античные” и “итальянские” пьесы Роллана – Орсино, незавершенная драма “Эмпедокл”, “Бальйони”, “Ниобея”, Калигула, “Осада Мантуи” , 1894) – были слабыми. Автору не удалось опубликовать ни одной из них. Тем не менее, драматическое искусство особенно привлекало Р. своей действенностью, возможностями мощного влияния на читателя и зрителя. Ранняя драматургия Роллана, характер его первых пьес отобразили стремление писателя синтезировать мечту и действие, возродить в душах современников волю к действию.
Первым опубликованным произведением Роллана постоянная трагедия “Людовик Святой”, которая со временем вошла в цикл “Трагедии веры”. Конфликт этой пьесы имеет этический и философский характер: вера в идеал столкнулась с неверием и эгоизмом. Олицетворением веры в драме становится Людовик Святой, который возглавил поход на Иерусалим с целью освобождения Гроба Господнего. Антагонистами Людовика выступают его сеньоры, охваченные тщестлавием и презрением к толпе (Готье де Салисбери, Манфред и др.). В образной системе пьесы выразительно прослеживается антитеза, которая на протяжении продолжительного времени будет оставаться объектом пыльного внимания Роллана: противопоставление моральной элите (“sorte d’une elite morale”) элиты интеллектуальной.
В “Людовике Святом”, как и в двух следующих пьесах цикла – “Аерте” и “Настанет время”, Роллан старается соединить достижение социально-философской интеллектуальной драмы Г. Ибсена и Б. Шоу с революционно-романтической традицией Й. К. Ф. Шиллера и В. Гюго. В цикле “Трагедии веры” выраженная убежденность Роллана в неизбежности свержения старой, одряхлевшей цивилизации. Он верит в необходимость обновления искусства и жизнь. Теперь Роллан уже не считает искусство единственным способом преодоления пассивности. Писатель хочет стать активным участником событий.
Во второй половине 90-х гг. писатель пришел в восхищение социалистическими идеями, хотя и не вступил к ни одной организации, настороженно относясь к политике. Призыв к обновлению искусства – главный пафос книги “Народный театр”(“Le Theatre du peuple”, 1903), в которой Р. изложил новую концепцию театра. К этой книге вошли статьи, опубликованные в 1899-1903 гг. на столбцах газеты “Ревю дар драматик”.
Роллан отбрасывает трактование искусства как “приюта” для творческой личности. Свою задача он усматривает в том, чтобы создать новый тип театра – театр для народа, целью которого стало бы поддержание в народе “душевной бодрости”. Театр как стимул к действию – вот лейтмотив раздумий Роллана. Из таких позиций он критически оценивает предыдущую европейскую драматургическую и театральную традиции. Театр Шекспира, классицистическую комедию Мольера, романтическая драма Шиллера и Гюго, не говоря уже о современном Р. театр, по мнению писателя, оторванные от проблем и хлопот, которыми проникаются широкие народные массы. Чтобы приблизить театр к народу, необходимо изобрести новые художественные формы, ввести “монументальное искусство, создаваемое народами для народа”.
Однако, обращаясь к истории, Роллан ищет ответу на вопрос современности, он проникается проблемами возможной революции и ее следствий, проблемой народа и его роли в революции. Писатель размышляет над судьбой интеллигенции в период социальных катаклизмов.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Ранние “античные” и “итальянские” пьесы Роллана