Ранние «античные» и «итальянские» пьесы Роллана

Родился в семье нотариуса. В 1881 г. семья перебралась в Париж, где Роллан закончил лицей Людовика Великого и поступил в нормальную школу. В студенческие годы Роллан познакомился с культурной жизнью столицы, много читал. Особое внимание будущего писателя предрасположил русский роман. Книги Л. Толстого, Ф. Достоевского и И. Тургенева открыли перед Ролланом другой, здоровый и целостный мир, чем та действительность, которая окружала юношу в Париже.
Сокрушительное поражение Франции в франко-прусской войне 1870 г., подавление Парижской коммуны и

кровавый террор, духовный кризис французского общества в конце XIX ст., ярчайший проявлением какой стал культурный декаданс, — все это омрачало мировосприятие молодого Роллана пасмурным пессимизмом. Кризисное состояние общественного сознания Роллан осмысливал как кризис действия. «Мышление не могло соединиться с действием, тем не менее, оно знало, что действие справедливо», — напишет Роллан со временем, подытоживая свой творческий и жизненный путь.
Стараясь преодолеть кризис действия, Роллан обратился к искусству как к средству компенсации личной неспособности к действию. Для молодого Роллана искусство
— деятельность, в которой, прежде всего, нуждается и сам художник, это способ обогащения его индивидуальности, расширение личности. «Я влюблен в искусство, так как оно добавляет воздуха в мою маленькую жалкую личность.» — писал Роллан. Но мир искусства был осужден Л. Толстым в его трактате «Что же нам делать?». В 1887 г. Роллан написал письмо к своему кумиру, в котором высказал уважение к большому писателю, но вместе с тем попробовал возразить его взглядам на искусство. Толстой ответил на письмо Роллана, детально выяснив свою позицию и заметив, что он осуждает не искусство вообще, а лишь кастовое, оторванное от народа искусство. Кроме Л. Толстого, на мировоззрение молодого Роллана заметное влияние справили пантеизм Б. Спинозы и фатализм Ж. Р. Ренана.
После окончания Нормальной школы в 1889 г. Роллан отправился в Италию, чтобы поработать над диссертацией. В Италии он настойчиво изучал изобразительное искусство и музыку. Роллана более всего поразило творчество Микеланджело, Й. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена и Р. Вагнера. Его захватило героическое искусство. Пребывание в Италии Роллан со временем охарактеризует как «лечение просветлением». Вскоре он и в самом деле вылечился от юношеского пессимизма. В Риме Роллан познакомился с 70-летней немкой Мальвидою фон Мейзенбург, человеком энциклопедических знаний и большого жизненного опытв, которая знала многих выдающихся людей XIX ст.
Возвратившись в Париж, Роллан в 1892 г. вступил в брак из Клотильдой Бреаль, дочерью профессора филологии в Колеж де Франс, с которой проживет 9 лет. О причинах их развода он сознается М. фон Мейзенбург: «Общая жизнь была бы возможной, если бы один из нас пожертвовал собой ради другого; относительно меня, я не должен этого делать, а она, она не хочет этого». А тем временем Роллан защитил в Сорбонне две докторские диссертации (1895): «Происхождение современного лирического театра: история оперы в Европе к Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI столетие». Защитив диссертации, Роллан занимался научно-педагогической деятельностью: читал лекции из истории музыки в Нормальной школе и Сорбоннеі. Именно в этот период началась литературная деятельность Роллана. Еще в Италии он лелеял замысел первого своего литературного произведения, драмы «Орсино». Действие этой пьесы происходит в период Возрождения. Главный герой — кондотьер Орсино, в описании которого автор хотел выразить «страстную и всеобъемлющую активность той замечательной эпохи».
Ранние «античные» и «итальянские» пьесы Роллана — Орсино, незавершенная драма «Эмпедокл», «Бальйони», «Ниобея», Калигула, «Осада Мантуи» , 1894) — были слабыми. Автору не удалось опубликовать ни одной из них. Тем не менее, драматическое искусство особенно привлекало Р. своей действенностью, возможностями мощного влияния на читателя и зрителя. Ранняя драматургия Роллана, характер его первых пьес отобразили стремление писателя синтезировать мечту и действие, возродить в душах современников волю к действию.
Первым опубликованным произведением Роллана постоянная трагедия «Людовик Святой», которая со временем вошла в цикл «Трагедии веры». Конфликт этой пьесы имеет этический и философский характер: вера в идеал столкнулась с неверием и эгоизмом. Олицетворением веры в драме становится Людовик Святой, который возглавил поход на Иерусалим с целью освобождения Гроба Господнего. Антагонистами Людовика выступают его сеньоры, охваченные тщестлавием и презрением к толпе (Готье де Салисбери, Манфред и др.). В образной системе пьесы выразительно прослеживается антитеза, которая на протяжении продолжительного времени будет оставаться объектом пыльного внимания Роллана: противопоставление моральной элите («sorte d’une elite morale») элиты интеллектуальной.
В «Людовике Святом», как и в двух следующих пьесах цикла — «Аерте» и «Настанет время», Роллан старается соединить достижение социально-философской интеллектуальной драмы Г. Ибсена и Б. Шоу с революционно-романтической традицией Й. К. Ф. Шиллера и В. Гюго. В цикле «Трагедии веры» выраженная убежденность Роллана в неизбежности свержения старой, одряхлевшей цивилизации. Он верит в необходимость обновления искусства и жизнь. Теперь Роллан уже не считает искусство единственным способом преодоления пассивности. Писатель хочет стать активным участником событий.
Во второй половине 90-х гг. писатель пришел в восхищение социалистическими идеями, хотя и не вступил к ни одной организации, настороженно относясь к политике. Призыв к обновлению искусства — главный пафос книги «Народный театр»(«Le Theatre du peuple», 1903), в которой Р. изложил новую концепцию театра. К этой книге вошли статьи, опубликованные в 1899-1903 гг. на столбцах газеты «Ревю дар драматик».
Роллан отбрасывает трактование искусства как «приюта» для творческой личности. Свою задача он усматривает в том, чтобы создать новый тип театра — театр для народа, целью которого стало бы поддержание в народе «душевной бодрости». Театр как стимул к действию — вот лейтмотив раздумий Роллана. Из таких позиций он критически оценивает предыдущую европейскую драматургическую и театральную традиции. Театр Шекспира, классицистическую комедию Мольера, романтическая драма Шиллера и Гюго, не говоря уже о современном Р. театр, по мнению писателя, оторванные от проблем и хлопот, которыми проникаются широкие народные массы. Чтобы приблизить театр к народу, необходимо изобрести новые художественные формы, ввести «монументальное искусство, создаваемое народами для народа».
Однако, обращаясь к истории, Роллан ищет ответу на вопрос современности, он проникается проблемами возможной революции и ее следствий, проблемой народа и его роли в революции. Писатель размышляет над судьбой интеллигенции в период социальных катаклизмов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Ранние «античные» и «итальянские» пьесы Роллана