Ромен Роллан

Ромен Роллан писатель, откликнувшимся своим творчеством на самые кардинальные проблемы XX в. Тема революции проходит через все творчество этого страстного борца против фашизма и войны. Весьма сложна идейная эволюция Р. Роллана, творческая деятельность которого охватывает почти пятидесятилетие.
Ромен Роллан родился в городе Кламси (Бургундия). Отец его был нотариусом. Б семье сохранилось уважение к традициям революции 1789-1793 гг., в которой принимал участие прадед Рол-лапа. С 1881 г. семья стала жить в Париже, где после окончания лицея Роллан

поступил в Нормальную школу, высшее учебное заведение, готовящее педагогов. Выдающиеся способности молодого Роллана особенно выявились в его интересе к музыке и литературе. Любовь к искусству сказалась у Роллана и в той тревоге, с которой он относился к упадку его на Западе, в стремлении найти средства оздоровления искусства.
Роллан обращается к трудам философов, к произведениям современных писателей. Но теории буржуазных мыслителей не приносят удовлетворения ищущему юноше. Не приемлет он натурализма Золя и его последователей, отрицательно относится к проявившемуся уже в первых произведениях Франса скептицизму.
/> Не случайно в эти годы Роллан обращается к творчеству Л. Толстого, знакомится с его выступлениями по вопросам искусства. Он отправил в апреле 1887 г. письмо Л. Толстому, прося его ответить на мучительные вопросы, как жить, каким должно быть искусство. Всемирно известный писатель ответил в октябре 1887 г. французскому студенту на 38 страницах. Особенно сильное впечатление произвело на Роллана осуждение Толстым буржуазного искусства за его отрыв от народа, от жизни.
Значительно позже Роллан писал: «Я никогда по забуду отеческой помощи, оказанной мятущемуся юноше, каким я был тогда». Л. Толстой надолго стал для него учителем. За свою жизнь Роллан написал о Толстом много статей и книгу «Жизнь Толстого». В одном из последних своих произведений — «Внутреннее путешествие» — Роллан справедливо отметил, что наиболее сильное влияние Л. Толстого он испытал в области эстетики. Проблеме влияния Л. Толстого на Роллана посвящено немало работ русских литературоведов. В них отмечаются стороны этого влияния, идущие от беспощадного критицизма и реализма великого русского писателя. Но говорится и о воздействия на Роллана в некоторые периоды жизни слабых сторон философии Л. Толстого. В 1889 г. Роллан блестяще закончил курс Нормальной школы и отправился в Рим, где продолжал изучение искусства. В 1891 г. он возвратился в Париж, а четыре года спустя защитил диссертацию по истории европейской оперы. В последующие годы наряду с преподавательской работой в Нормальной школе и Сорбонне Роллан все больше времени уделяет творчеству. Он написал множество статей о музыке, работал над своими первыми драмами.
Действительность 80-90-х годов, в которой начинался творческий путь Роллана,- это годы, последовавшие за разгромом Парижском Коммуны, период реакционной Третьей республики. В дневниках того времени Роллан запечатлел свое отношение к общественно политическим событиям. Панамский скандал, заговор Буланже, колониальные войны, дело Дрейфуса справедливо представлялись ему свидетельством гнилости общества. С каждым годом он все глубже осознавал свое неприятие буржуазной действительности, буржуазного «искусства, политики, повседневной жизни». Роллан не поддавался пессимистическим настроениям, чутко угадывая формирование сил, противостоящих реакции. В 80-е годы усилилась борьба французского парода за свои права. Более организованным становился рабочий класс, создавший в 1887 г. Рабочую партию во главе с Ж. Годом, широко распространялись идеи социализма. Но в 80-90-е годы во Франции социалистические идея не стали еще идеями научного социализма и не владели рабочим движением в полной мере. Роллан, не будучи в те годы связанным с рабочим движением, проявлял большой интерес к новым идеям. Отвергая буржуазную действительность Третьей республики, Роллан все более склонялся к мысли: «Если есть какая-нибудь надежда избегнуть гибели, которая угрожает современной Европе, ее обществу, ее искусству, то надежда эта заключается в социализме». Однако увлечение молодого Роллана социализмом не было достаточно осознанным, он не представлял тогда отчетливо сущности его. «Мой социализм был чисто интуитивным»,- писал он.
В своих попытках обновить театр через обращение к социальным проблемам, он был близок Э. Золя и французским драматургам-реалистам конца XIX в. Нельзя не отмстить также влияния русской литературы и драматургии Г. Ибсена.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)