Философско этический характер пьес Романа Роллана
Революция, с одной стороны, привлекает Роллана своим героическим пафосом, а с другого — пугает жестокой стихийностью, которая приводит к многочисленным жертвам. В «Театре революции» писатель переносит центр конфликта вглубь революционного лагеря, сохраняя при этом его философско-этический характер. Это позволяет Роллану воссоздать драматизм революционной борьбы, убедительно показать невозможность решения некоторых моральных проблем в тесных рамках революционной этики.
В частности, в драме «Волки» сходятся в отчаянном
В пьесе немало массовых сцен, автор даже рекомендовал режиссерам спектакля привлекать зрителей к участию в хороводах, песнях
Как делал замечание С. Цвейг, в цикле «Героических жизней» Роллан «ищет другая среда, другие средства, чтобы зажечь читателя». Отныне идеал морального величия писатель находит не в фигурах полководцев, законодателей, государственных деятелей, вождей революции, а в творческой личности. Проблема мечты и действия остается центральной и в этом цикле. Так, в «Жизни Микеланджело» писатель показывает конфликт могущественного гения и слабого человека в душе одной личности. Это противоречие не позволяет Микеланджело завершить ни одного из его творений. В финале очерка гениальный художник отрекается от искусства и поворачивается к религии. Роллан убежден в необходимости соединить мечту и действие. «Героизм — это способность видеть мир таким, которым он есть, и любить его», — провозглашает писатель. Тем не менее, в «Героических жизнях» Роллан сформулировал новое понимание героизма, который состоит не в преодолении исключительных трудностей и опасностей революционного времени, а в ежедневной борьбе личности с собой, с болезнями, бедностью, одиночеством, собственной слабостью.
Обращаясь к традиции Плутарха, Роллан на переломе XIX-XX ст. выступил как новатор в жанре биографии, как творец синтетической жанровой модификации, которая содержала элементы развития новой системы жанровых форм — биографического жанра XX ст. (прежде всего в творчестве А. Моруа и С. Цвейга). В своих биографических очерках Роллан синтезирует черты разных жанров: психологического очерка, литературного и музыкально-исторического портрета, научной биографии и т. д. В роллановских биографиях объединяются разные стихии: документальная, художественная, психологическая, публицистическая и философская.
Работая над биографиями, Роллан параллельно писал свое главнейшее произведение, роман » Жан-Кристоф». Замысел романа возник еще в 90-х гг. XIX ст. Со временем Роллан упоминал, что у него было желание написать «музыкальный роман». Он хотел не анализировать чувства, а непосредственно «вызвать» его у читателя — так, как это делает музыка. Стремление передать динамику чувства определило жанровую специфику » Жан-Кристофа». Роман разрушает традиционные для XIX ст. принципы романной формы. Это «роман-поток», роман-симфония, где каждая с трех частей имеет свою тональность, свой ритм. Многочисленные вставные эпизоды и лирические отступления создают атмосферу взволнованности и эмоциональной приподнятости. Л. Арагон назвал «Жан-Кристоф» «романом об идеях». В самом деле, Роллан так же, как и другой основатель жанра «романа-потока» М. Пруст создает вариант интеллектуального романа, в котором борьба характеров раскрывается прежде всего как борьба идей. Основой романа служат несколько постоянных мотивов и этических постулатов: возрождение через смерть, поражение в победе и победа в поражении.
В описании гениального музыканта, немца Жан-Кристофа Роллан воплощает мечту о герое, об «современном Бетховене». События духовной биографии Жан-Кристофа — основа разворачивания сюжета. Восстав против деспотизма немецких вельмож, против насилия, Кристоф удирает во Францию. Знакомство героя с большим миром европейской культуры и политики разочаровывает его. Французскую культуру он воспринимает как «ярмарка на площади», где все покупается и продается. Книга «Ярмарка на площади» («La Foire sur la place») свидетельствовала об усилении остроты социального анализа в творчестве Роллана и о его сатирическом даровании.
В » Жан-Кристофе» рассказ о событиях внутренней жизни героя объединяется с воспроизведением широкой социальной и культурной панорамы европейской жизни в начале XX ст. Кристоф, испытав многочисленных испытаний, наконец, сознает, что свобода лишь для себя самого является ограниченной. Стремясь к полноте духовной индивидуальной свободы, гибнет его друг, француз Олив’є, гибнет без толку и случайно, оставаясь одиночкой. В финале романа Жан-Кристоф теряет свой мятежный запал, но сохраняет верность себе, свою творческую неповторимость. Обязанность художника он усматривает усталость, чтобы оставаться верным своим природе и таланту. В этом для Роллана заключается ручательство бессмертия гения. Идея бессмертия выражена в символической финальной картине, в которой Кристоф-Христофор переносит через бурный поток грудного ребенка — Будущий день.
В «Жан-Кристофе» Роллан не сумел соединить мечту и действие в реальной действительности. Поиск методов такого объединения продолжается в повести «Кола Брюньйон» («Colas Breugnon», 1918), самом жизнеутверждающем произведении Роллана довоенного периода. Сам писатель считал эту повесть определенной передышкой после исполинской фрески «Жан-Кристоф».
Действие повести разворачивается в Бургундии, в городке Кламси, где родился и сам Роллан. Время действия — любимая роллановская эпоха Возрождения. Главный герой — резчик-плотник Кола Брюньйон, мужчина веселого характера, сообразительный, жизнерадостный и талантливый. Кола — олицетворение наилучших черт национального характера французов. Ведущей темой произведения является тема творчества, но Роллан понимает ее широко, не только как профессиональную деятельность, а и как творческое отношение к жизни. Кола Брюньйон — настоящий художник и творец не только потому, что он талантливый скульптор; главным в его характере есть то, что он не может жить без работы, не принося радости людям. Поэтика «Кола Брюньйона» отличается от стиля «Жан-Кристофа» с его утонченным психологизмом и интелектуальностью. В повести властвует стихия живого разговорного языка, колоритного и бодрого. Роллан прибегает к фольклорной стилизации, к ритмизированной прозе.