Философско этический характер пьес Романа Роллана



Революция, с одной стороны, привлекает Роллана своим героическим пафосом, а с другого – пугает жестокой стихийностью, которая приводит к многочисленным жертвам. В “Театре революции” писатель переносит центр конфликта вглубь революционного лагеря, сохраняя при этом его философско-этический характер. Это позволяет Роллану воссоздать драматизм революционной борьбы, убедительно показать невозможность решения некоторых моральных проблем в тесных рамках революционной этики.
В частности, в драме “Волки” сходятся в отчаянном поединке две правды. Правда майора Телье, который старается спасти несправедливо осужденного к смертной казни майора д’Уарона, и правда комиссара Кенеля, способного принести в жертву невинного человека во имя интересов отчизны и революции. Оба герои верят в революцию и искренне служат ей, но по-разному понимают интересы революции. В пьесе “Четырнадцатое июля” черты нового “народного театра” оказались особенно выразительно. Роллану удалось создать в самом деле масштабное действие.
В пьесе немало массовых сцен, автор даже рекомендовал режиссерам спектакля привлекать зрителей к участию в хороводах, песнях и танцах. Роллан будто окружает зрителя драматическим действием, а самое драматическое действие воплощает в реальность. Народ в драме выступает не фоном, на котором разворачиваются сюжетные


коллизии, а главным героем, который штурмует Бастилию, сознавая свою историческую миссию и свою силу. Впрочем, драматургия Роллана так и не получила широкого признания, так как не весьма отвечала вкусам буржуазной публики, которой не нравился ее героический пафос.
Как делал замечание С. Цвейг, в цикле “Героических жизней” Роллан “ищет другая среда, другие средства, чтобы зажечь читателя”. Отныне идеал морального величия писатель находит не в фигурах полководцев, законодателей, государственных деятелей, вождей революции, а в творческой личности. Проблема мечты и действия остается центральной и в этом цикле. Так, в “Жизни Микеланджело” писатель показывает конфликт могущественного гения и слабого человека в душе одной личности. Это противоречие не позволяет Микеланджело завершить ни одного из его творений. В финале очерка гениальный художник отрекается от искусства и поворачивается к религии. Роллан убежден в необходимости соединить мечту и действие. “Героизм – это способность видеть мир таким, которым он есть, и любить его”, – провозглашает писатель. Тем не менее, в “Героических жизнях” Роллан сформулировал новое понимание героизма, который состоит не в преодолении исключительных трудностей и опасностей революционного времени, а в ежедневной борьбе личности с собой, с болезнями, бедностью, одиночеством, собственной слабостью.
Обращаясь к традиции Плутарха, Роллан на переломе XIX-XX ст. выступил как новатор в жанре биографии, как творец синтетической жанровой модификации, которая содержала элементы развития новой системы жанровых форм – биографического жанра XX ст. (прежде всего в творчестве А. Моруа и С. Цвейга). В своих биографических очерках Роллан синтезирует черты разных жанров: психологического очерка, литературного и музыкально-исторического портрета, научной биографии и т. д. В роллановских биографиях объединяются разные стихии: документальная, художественная, психологическая, публицистическая и философская.
Работая над биографиями, Роллан параллельно писал свое главнейшее произведение, роман ” Жан-Кристоф”. Замысел романа возник еще в 90-х гг. XIX ст. Со временем Роллан упоминал, что у него было желание написать “музыкальный роман”. Он хотел не анализировать чувства, а непосредственно “вызвать” его у читателя – так, как это делает музыка. Стремление передать динамику чувства определило жанровую специфику ” Жан-Кристофа”. Роман разрушает традиционные для XIX ст. принципы романной формы. Это “роман-поток”, роман-симфония, где каждая с трех частей имеет свою тональность, свой ритм. Многочисленные вставные эпизоды и лирические отступления создают атмосферу взволнованности и эмоциональной приподнятости. Л. Арагон назвал “Жан-Кристоф” “романом об идеях”. В самом деле, Роллан так же, как и другой основатель жанра “романа-потока” М. Пруст создает вариант интеллектуального романа, в котором борьба характеров раскрывается прежде всего как борьба идей. Основой романа служат несколько постоянных мотивов и этических постулатов: возрождение через смерть, поражение в победе и победа в поражении.
В описании гениального музыканта, немца Жан-Кристофа Роллан воплощает мечту о герое, об “современном Бетховене”. События духовной биографии Жан-Кристофа – основа разворачивания сюжета. Восстав против деспотизма немецких вельмож, против насилия, Кристоф удирает во Францию. Знакомство героя с большим миром европейской культуры и политики разочаровывает его. Французскую культуру он воспринимает как “ярмарка на площади”, где все покупается и продается. Книга “Ярмарка на площади” (“La Foire sur la place”) свидетельствовала об усилении остроты социального анализа в творчестве Роллана и о его сатирическом даровании.
В ” Жан-Кристофе” рассказ о событиях внутренней жизни героя объединяется с воспроизведением широкой социальной и культурной панорамы европейской жизни в начале XX ст. Кристоф, испытав многочисленных испытаний, наконец, сознает, что свобода лишь для себя самого является ограниченной. Стремясь к полноте духовной индивидуальной свободы, гибнет его друг, француз Олив’є, гибнет без толку и случайно, оставаясь одиночкой. В финале романа Жан-Кристоф теряет свой мятежный запал, но сохраняет верность себе, свою творческую неповторимость. Обязанность художника он усматривает усталость, чтобы оставаться верным своим природе и таланту. В этом для Роллана заключается ручательство бессмертия гения. Идея бессмертия выражена в символической финальной картине, в которой Кристоф-Христофор переносит через бурный поток грудного ребенка – Будущий день.
В “Жан-Кристофе” Роллан не сумел соединить мечту и действие в реальной действительности. Поиск методов такого объединения продолжается в повести “Кола Брюньйон” (“Colas Breugnon”, 1918), самом жизнеутверждающем произведении Роллана довоенного периода. Сам писатель считал эту повесть определенной передышкой после исполинской фрески “Жан-Кристоф”.
Действие повести разворачивается в Бургундии, в городке Кламси, где родился и сам Роллан. Время действия – любимая роллановская эпоха Возрождения. Главный герой – резчик-плотник Кола Брюньйон, мужчина веселого характера, сообразительный, жизнерадостный и талантливый. Кола – олицетворение наилучших черт национального характера французов. Ведущей темой произведения является тема творчества, но Роллан понимает ее широко, не только как профессиональную деятельность, а и как творческое отношение к жизни. Кола Брюньйон – настоящий художник и творец не только потому, что он талантливый скульптор; главным в его характере есть то, что он не может жить без работы, не принося радости людям. Поэтика “Кола Брюньйона” отличается от стиля “Жан-Кристофа” с его утонченным психологизмом и интелектуальностью. В повести властвует стихия живого разговорного языка, колоритного и бодрого. Роллан прибегает к фольклорной стилизации, к ритмизированной прозе.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


История создания романа толстого петр первый.
Сейчас вы читаете: Философско этический характер пьес Романа Роллана