ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА

Пушкин и
Лермонтов. Их имена рядом на небосклоне
Русской поэзии. В своем творчестве каждый
Из них достиг вершин мастерства, поэтому
Так интересны и важны для нас их мысли о
Поэте и поэзии, о месте писателя в обществе.
Мысли эти выстраданы, подчеркнуто
Независимы от мнений «светской черни» (стихотворения
А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с
Поэтом» (1824), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту»
(1830) и другие).
Кто же
Такой поэт в представлении Пушкина и
Лермонтова? Поэт — избранник неба (Лермонтов

/> О себе: «Нет, я не Байрон, я другой. Еще
Неведомый избранник.»), наперсник богов (вспомним
Стихотворение Пушкина «Дельвигу» (1817): «наперснику
Богов не страшны бури злые.»), обладающий
Рядом качеств, которые отличают его от
Обычных людей. Поэт наделен
Всечеловеческой, вселенской отзывчивостью.
«Чувство правды», способность видеть мир
Таким, каков он есть, — неотъемлемое
Свойство всякого истинного поэта.
Есть
Чувство правды в сердце человека,
Святое
Вечности зерно:
Пространство
Без границ, теченье века
Объемлет в
Краткий миг оно, —
Писал
М. Ю.
Лермонтов в стихотворении «Мой дом» в 1830
Году. Высшая художественная правда
Достигается ценой больших лишений, ценой
Жертвенного служения добру. Пушкин вообще
Считал, что:
Пока не
Требует поэта
К священной
Жертве Аполлон,
В заботах
Суетного света
Он
Малодушно погружен.
(«Поэт»,
1827)
Поэтическое
Служение — всегда жертва, связанная с
Отречением от многих «мирских благ». В
Послании «К другу стихотворцу» (1814)
Пушкиным сказаны горькие слова о судьбе
Русских поэтов:
Лачужка под
Землей, высоки чердаки —
Вот пышны
Их дворцы, великолепны залы.
Поэтов —
Хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится
Мимо их фортуны колесо.
К идее
Жертвенности поэтического служения
Подводили Пушкина и Лермонтова раздумья об
Их собственных судьбах, сама историческая
Действительность. Перед глазами Пушкина
Был пример поэтов-декабристов, в ушах
Лермонтова еще словно бы звучал преступный
Выстрел Дантеса. Показательно, что «глагол
Смерти» дважды
Используется уже в самом начале
Стихотворения «Смерть поэта» (1837):
Погиб поэт!
— невольник чести —
Пал,
Оклеветанный молвой.
Мотив
Жертвенности чувствуется и в стихотворении
Пушкина «Пророк» (1826), и в одноименном
Произведении Лермонтова. Пушкинский пророк
Дан в развитии, в динамике, в движении.
Кульминация стихотворения заключается в
Словах:
И он мне
Грудь рассек мечом,
И сердце
Трепетное вынул,
И угль,
Пылающий огнем,
Во грудь
Отверстую водвинул.
Но
Принесенная жертва не напрасна. Энергия
Находит выход в повелительном «жги»
Последней строки:
И Бога глас
Ко мне воззвал:
«Восстань,
Пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись
Волею моей, И, обходя моря и земли,
Глаголом
Жги сердца людей».
Стихотворение
Лермонтова «Пророк» (1841) создано совсем в
Другую эпоху. Усиление консервативных
Тенденций в обществе оказало влияние и на
Поэзию. Лермонтовского пророка забрасывают
Камнями. Он бежит от «ближних», бежит, но
Остается пророком. Жертва принесена, но это
Бесполезная жертва. В этом и заключается
Трагизм лермонтовского героя. Пророку
Внемлет лишь безгрешная природа:
Завет
Предвечного храня,
Мне тварь
Покорна там земная;
И звезды
Слушают меня,
Лучами
Радостно играя.
Самолюбивые
Старцы пугают им детей:
«.Смотрите
Ж, дети, на него:
Как он
Угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите,
Как он наг и беден,
Как
Презирают все его!»
Сходные
Мотивы находим и во многих других
Стихотворениях Лермонтова периода
Политической реакции в стране: «Поэт» (1838),
«Не верь себе» (1839), «Журналист, читатель и
Писатель» (1840) и в лирике Пушкина 1830-х годов.
Достаточно вспомнить стихотворение «Эхо»
(1831):
Ревет ли
Зверь в лесу глухом,
Трубит ли
Рог, гремит ли гром,
Поет ли
Дева за холмом —
На всякий
Звук
Свой отклик
В воздухе пустом
Родишь ты
Вдруг.
Ты внемлешь
Грохоту громов,
И гласу
Бури и валов,
И крику
Сельских пастухов —
И шлешь
Ответ;
Тебе ж нет
Отзыва. Таков
И ты, поэт!
Печальные,
Горькие слова! Трагическое признание гения,
Обреченного на непонимание современников!
И все-таки время расставило все на свои
Места. Поэзия Пушкина и Лермонтова заняла
Достойное место в русской классической
Литературе. Сбылись пророческие слова
Пушкина:
Нет, весь я
Не умру — душа в заветной лире
Мой прах
Переживет и тленья убежит —
И славен
Буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет
Хоть один пиит.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)