Владимир Дубровский в кистеневской роще

Учащиеся работают над эпизодом “Владимир Дубровский в кистеневской роще”. Перечитаем отрывок: Владимир “углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. Владимир остановился, сел на холодный дерн. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги

домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу.”
Дети понимают, что Владимир тоскует, скорбит об умершем отце и не обращает внимания на окружающее потому, что углубился в тяжкие раздумья о своей дальнейшей судьбе. Они находят те слова и выражения в повести, которые помогают им сделать такой вывод.
Теперь попросим школьников перечитать вслух те строки разбираемого отрывка, которые прямо говорят о том, что переживает Владимир: “Мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его.”, “Сильно чувствовал он свое одиночество.”, “Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровымпредвещала
ему новые несчастья. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки, в таком случае нищета ожидала его.”
Предлагаем пятиклассникам ответить, на вопрос, заметили ли они какую-нибудь связь между тем, и то переживает Владимир, и окружающей его природой. Дети улавливают лишь самое общее: “Природа грустная, осенняя, и Владимир грустный.”, “Наступила осень, природа замирает, и у Владимира прошла радостная пора, наступило мрачное время”.
Если ребята ощутят это созвучие, эту параллель, легко будет разъяснить им, как следует понимать строку: “Долго сидел он. взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни.”
К какому представлению мы должны подвести детей?
“Владимир подумал, что его жизнь теперь похожа на осенний листок, который оторвался от ветки и теперь плывет, пока не прибьется к берегу” – так говорят учащиеся. Учитель может пояснить, что сравнение сорванных осенним ветром листьев, уносимых водой, с человеческой жизнью – аллегория, аллегорическое сравнение. Так продолжается и усложняется работа ПО уяснению роли пейзажа в литературном произведении.
Обращаемся далее к следующим эпизодам повести: приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян; пожар в господской усадьбе; исчезновение Дубровского. Первый из этих эпизодов – приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян. Предлагаем школьникам проследить по тексту, как нарастает гнев и возмущение крепостных, которые по непонятным для них причинам должны перейти к злому и жестокому помещику:
Когда Дубровский подошел к дому, он услышал необыкновенный шум и говор. Задыхаясь, бежит к нему навстречу Антон, чтобы рассказать о несчастье – приезде приказных во главе с исправником и Шабашкиным для исполнения решения суда. “Прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим.” – кричат дворовые, целуя руки Владимира.
Голос из толпы, назвавший новым хозяином, владельцем Кистеневки Дубровского, и грозный окрик исправника: “Кто там смел рот разинуть? Какой барин, какой Владимир Андреевич?.” – вызвали в толпе движение. в задних рядах поднялся ропот, стал усиливаться и в одну минуту превратился в ужаснейшие вопли. вся толпа двинулась.
Шабашкин и другие члены поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь. “Ребята, вязать! –




Образы казачек в романе шолохова тихий дон.
Сейчас вы читаете: Владимир Дубровский в кистеневской роще