Художественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов»
Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой ставили перед Пушкиным проблему создания новых литературных форм. «Дух времени» требовал перемен не только на сцене драматической, но и во всей русской литературе. Ни классицизм с его рационалистичностью, ни романтические формы поэзии, проникнутые субъективизмом, не могли удовлетворить Пушкина, стремившегося теперь к всестороннему, объективному и одновременно конкретному изображению жизни.
Все это требовало выработки нового художественного метода и новых поэтических форм, незнакомых тогда еще нашей литературе. Создание таких форм означало бы огромный шаг вперед в ее художественном
Художественное отображение национального прошлого народа в его конкретно-историческом развитии осознается Пушкиным как важная задача русской литературы. «История народа принадлежит поэту»,- пишет он в феврале 1825 г. Н. И. Гнедичу. Зимой 1824/25 г. идет усиленная работа Пушкина над русской исторической темой. Он изучает «Историю государства Российского» Карамзина, русские летописи, интересуется личностью вождя крестьянских восстаний в России — Степана Разина, о котором в 1826 г. напишет несколько песен в духе народной поэзии. С большим творческим подъемом создает трагедию «Борис Годунов».
«Борис Годунов». «Борис Годунов» посвящен историческим событиям конца XVI — начала XVII в., одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материалом для трагедии явилась «История государства Российского» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала Пушкину поездка в древнерусский город Псков в сентябре 1825 г.
В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «Борис Годунов» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нем картин русской жизни конца XVI — начала XVII в. Изображение в трагедии этой эпохи, указывает Белинский, «так глубоко проникнуто русским духом, так глубоко верно исторической истине, как только мог это сделать лишь гений Пушкина — истинно национального русского поэта»1,
В «Борисе Годунове» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши.
Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. Пушкин показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия. Недаром Пушкин сам писал по поводу политического характера своей трагедии Вяземскому: «.Никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого.- Торчат!», а ведь именно юродивый обличает в трагедии царя Бориса.
Сцена избрания царя полна иронии. Один московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слезы. Этим комическим советом Пушкин подчеркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царем. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. «Всегда народ к смятенью тайно склонен»,- говорит один из героев трагедии. Другой высказывается о мнении народном как о решающей политической силе.
Пушкин раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу жизни и развития нации, государства, народу и принадлежит последнее слово.
Просветители XVIII в. полагали, что достаточно монарху сообразовать свою политику с требованиями просвещенного разума и гуманности, как воцаряются счастье и довольство. Пушкин показывает несостоятельность просветительского понимания истории. Его Борис Годунов полон самых добрых и просвещенных мыслей и намерений. Но все они терпят крах; он становится, как и его предшественники, тираном. То же произойдет и с Лжедимитри-ем, потому что и его, как деспота, заранее обрекает грозно безмолвствующий народ, не отвечающий за преступления своих меняющихся властителей.
В «Борисе Годунове» побеждает народ, но он снова оказывается и побежденным: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражения хода истории в эпоху самого Пушкина. Народ свергнул во Франции старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот, и «новорожденная свобода, вдруг онемев, лишилась сил». В этой коллизии поэт видит проявление некой исторической закономерности. В «Борисе Годунове» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческим воззрением Карамзина и декабристов.
Пушкин верно изобразил политические отношения той эпохи: Димитрий Самозванец исторически верно освещен в трагедии как ставленник польских панов, как политический авантюрист. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого Пушкина как участники политической борьбы. В уста Бориса Годунова поэт вкладывает характеристику рода Пушкиных как рода мятежного.
Глубочайший интерес вызывает образ древнего русского летописца, выведенного в трагедии. «Характер Пимена не есть мое изобретение, — писал поэт. — В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое. Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца». Белинский восхищался образом Пимена. «Тут русский дух, тут Русью пахнет», — писал великий критик. В своей трагедии Пушкин, по справедливому замечанию Жуковского, проявил «много глубокости и знания человеческого сердца».