В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, обе столицы облетели гневные и трагические строки : Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвойЕ Так Россия обрела нового великого поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель. Судьба Лермонтова — страшная трагедия русской литературы. Его талант, его огромный дар не успел себя. Поэтический мир М. Ю. соотносится с пушкинским. В раннем периоде творчества он подражает великому предшественнику,
в зрелом же постоянно спорит с ним и их голосами спорят две России — додекабристская и николаевская. Спорят два типа мировосприятия. Пушкин устремлен к дому, к теплу, уюту, его ценности в человеческой жизни. Любовь к родине — любовь к родному очагу, Михайловскому, куда так стремился поэт. Все это чуждо Лермонтову. Судьба с младенчества складывалась так, что дома не было. Ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом заставляли чувстовать себя бездомным. События внешней жизни усилили трагедию разрушенного дома и невозможностью счастья. В основе его поэзии — тема одиночества, разобщенности людей. Его герой
говорит особым языком, в котором слово «любовь» означает измену, «дружба» — предательство, «надежда»- иллюзию. Он стоит один под резким и холодным ветром эпохи. Ни на кого не надеясь и не от кого не ожидая сочувствия. Он один против множества, бессилен против силы. Но не сломлен, не отказался от борьбы, хотя понимает и безнадежность. Он вечный странник во времени и пространстве. Стихи Лермонтова — это почти всегда напряженный монолог, искренняя исповедь. Образ поэта в лирике М. Ю. Л. — это образ художника — пророка, одушевленного божественным «глаголом». Он обречен на непонимание, бесславный конец или трагическую гибель, потому что вовлечен в роковые конфликты. Стихотворение «Смерть поэта» принесло автору широкую известность. Оно выражает глубокое потрясение от извкстия о гибели Пушкина. Образ поэта в нем противопоставлен толпе. Он одинок, устремлен к высокому идеалу, полон достоинства, свободы, смелости. Поэт восстал против судьбы и погиб в этой борьбе. Свет, противостоящий поэту, — это молва, общества, несовершенный земной мирю. Поэт оклеветан, его жизнь сопровождают «мелочные обиды» , гонения, пустые похвалы, клевета, ложь, коварство. В последних строках выносится главное обвинение палачам поэта, стоящим «у трона» . Лирический герой обвиняет их в том, что они допустили убийство, стали палачами «свободы, гения и славы» . Личность художника, восставшего «против копирование запрещено мнения света», в этом стихотворении необычайно возвышается. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает кинжал, превратившийся в «игрушку золотую», с положением поэта в «век изнеженный». Когда-то кинжал «звенел в ответ речам обидным». Теперь он лишен смысла своего существования. Кинжал богато украшен, но стал бессславным предметом. Таков и поэт. В прошлом поэзия была оружием, имевшим власть над людьми. Поэт должен выражать «мысли благородные», разоблачать «блестки и обманы» современности. Стихотворение заканчивается вопросом, в котором звучит и негодование, и призыв к действию: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» Стихотворение Лермонтова «Пророк» как будто продолжает одноименное пушкинское стихотворение. Намерение пророка следовать божьей воле разбивается о людское непонимание. В их глазах он читает только злобу и порок. Лирический герой бежит в пустыню. Он понятен для всей природы. Пророка слушают звезды, ему покорна «тварь земная» , со всем миром природы он находится в гармонии. Но его ученья, чистые порывы не трогают сердца людей. Он не в силах победить злобу и остается гордым, непобежденным среди враждебного мира. В огромный век, госящий разум, волю, Лермонтов владел гордым сердцем, пылкостью чувств. И стремился возвратить миру утраченную им гармонию, красоту, силу любви.