В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. По сравнению со стихами, язык прозы находился на более низком уровне, поэтому перед Пушкиным-прозаиком вставала исключительно трудная задача обработки материала данной области словесного искусства. Прозаические жанры привлекали к себе внимание своей большей доходчивостью. Не зря в эти годы П-н отмечал: «Повести и романы читаются всеми и везде». Первым завершенным пушкинским произведением в прозе
стали «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830 год). «Повести Белкина» были приписаны условному автору Ивану Петровичу Белкину, провинциальному помещику, который собирал анекдоты из уездной жизни. Именно ему рассказывают занимательные истории различные герои: титулярный советник («Станционный смотритель»), подполков-ник («Выстрел»), ремесленник («Гробовщик»), девица («Метель», «Барышня-крестьянка»). Русская жизнь в «Повестях Белкина» должна была открываться читателю с точки зрения обыкновенного человека, изумленного происходящим, но не отдающего себе отчета в его смысле. П-н
усвоил манеру Вальтера Скотта показывать исторические события глазами лиц, не понимающих их подлинного смысла или понимающих их иначе, чем автор. Поэтому в «Повестях Белкина» присутствуют два взгляда на события: один — простого, неискушенного провинциала Белкина и рассказчиков, другой глубокий философский взгляд автора. «Повести Белкина» являются и хронологически, и по существу началом русской реалистической прозы. Рассмотрим более подробно повесть «Станционный смотритель». С моей точки зрения, это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Эта тема определяет главную проблему — почему именно так сложились их жизни? Почему при чтении последних страниц повести, несмотря на сильную боль за умершего «бедного» смотрителя, возникает чувство светлой печали вместо желания судить и обвинять Дуню и Минского за жестокость и эгоизм? Существует огромное количество критической литературы по этим двум проблемам. Многие считают, что в горестной судьбе Вырина виноваты дочь и гусар. Некоторые обвиняют во всем те социальные условия, в которых живут герои. Сам же П-н считает, что на вопрос о причинах столь по-разному сложившихся судеб Вырина и Дуни есть два ответа: красота Дуни и самолюбие Вырина. Именно самолюбие отца — исток его будущей беды: быстрое превращение «бодрого мужчины в хилого старика», а затем смерть. Ему льстили внимание и благосклонность проезжающих господ, которые вызывала Дуня. Но не заключилось ли в этом удовольствии от «смотрения», которое отец разделял с проезжающими, слишком много от удовольствия мужчины и слишком мало от заботливого отца. Кажется, что Вырин принимает во внимание только «домашние добродетели дочери и ее красоту». Но Дуня и в самом деле красива, хозяйственна, разумна. Сам Вырин говорит, что на ней «. дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». Юная кокетка стремится в высший свет, а ее отец не представляет для своей дочери другой жизни, кроме как на почтовой станции. Дуня же считает своим долгом обрести дом, семью, счастье и выполнить главную природную миссию — защиту, сохранение и продолжение жизни. Именно поэтому она уезжает с Минским. С ним она обретает все, к чему стремилась. Но отец не понимает ее, не верит в глубину и искренность чувств, возникших между молодыми людьми. Он уверен, что проезжий гусар просто обманул и его, и его последнюю отраду — дочь. Но, несмотря на это, он не борется за нее, а спивается и умирает. Итак, анализ художественного текста повести позволяет предположить, что Вырин спился и умер не по причине несчастья, угрожающего его дочери, а из-за ее счатья, свидетелем которого он становится и в котором ему нет места. Таким образом, «Повести Белкина» можно назвать не только первым прозаическим опытом П-на, но и первым реалистическим произведением русской литературы, потому что автор со всей искренностью и откровенностью показал жизнь со всеми ее достоинствами и недостатками.