«Сцены из рыцарских времен» Пушкина
Работа Пушкина над этим замыслом ограничилась лишь первоначальным планом, написанным на французском языке, и набросками отдельных сцен, написанных прозой. Заглавия драмы самим Пушкиным не дано. «Сценами из рыцарских времен» были названы в «Современнике» фрагменты этой прозаической драмы, впервые напечатанные там через два месяца после смерти Пушкина.
Замысел Пушкина имеет мало общего с замыслом подлинно исторической драмы, характеризующей эпоху феодализма непременно во Франции, или непременно в Германии, или в какой-либо другой
Эпизоды борьбы вассалов с рыцарями, изображенные в «Сценах из рыцарских времен», не являются характерными для одной Франции. Крестьянские войны с феодалами столь же характерны и для Германии. В действительности на основании прямых указаний
Мир феодалов охарактеризован в драме немногими, но яркими чертами. За пышностью замков и великолепием турниров скрывается полное отсутствие средств. При нищете вассалов единственный способ рыцарской добычи — грабежи на больших дорогах. Миру феодалов противостоит мир поднимающейся и богатеющей буржуазии.
Одним из центральных эпизодов «Сцен» является эпизод крестьянского восстания против феодалов, организованного поэтом Францем. Типичное для всякой крестьянской войны вооружение повстанцев — дубины и косы — противопоставлено в этом эпизоде железным латам рыцарей. Латы спасают жизнь рыцарей, но численный перевес крестьян все же приводит их к победе над облеченными в железо феодалами. Однако реальная сила повстанцев, обусловленная численностью, аннулируется их полной неорганизованностью и привычным страхом перед феодалами. Крестьяне, одержав фактическую победу, разбегаются при появлении новой небольшой группы рыцарей.
Однако феодализм, несмотря на железные латы рыцарей и их крепкие замки, в конце драмы оказывается все же побежденным. То, чего не мог осуществить прямой удар неорганизованной крестьянской стихии по феодализму, было осуществлено носителем просвещения и интеллекта Бертольдом, мысль которого, воплощенная в изобретенном им порохе, заставляет разлетаться крепкие замки феодалов. Из феодальной тюрьмы освобождается не только сам ученый, но и поэт Франц. Это — в пушкинской драме — делает их обоих соучастниками общего движения «дружины ученых и писателей, какого б рода они ни были», которая «всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности».
В этой «дружине ученых и писателей» Пушкин и усматривал залог движения к будущему, так как, по его мнению, перед всесокрушающей мощью прогрессивной человеческой мысли меркнет вся сила любого правления и любой «аристократии породы и богатства».
Нет сомнения в том, что острейшие проблемы общественного развития, положенные Пушкиным в основу его последнего драматургического замысла, имели глубоко современный характер как для самого Пушкина, так и для всего его времени, ибо все более и более возраставшее политическое и культурное значение того разночинного слоя, о котором говорил Пушкин, свидетельствовало о начале нового социального процесса, в недалеком будущем приведшего к полному вытеснению дворян разночинцами в нашем освободительном движении. Предшественником вытеснения дворян разночинцами в русском освободительном движении явился, еще при жизни Пушкина, молодой Белинский.
Глубочайшее общественно-политическое содержание замысла «Сцен из рыцарских времен» остро ощущал Чернышевский. Давая общую оценку некоторым произведениям: Пушкина, которые по тем или иным причинам остались незаконченными, Чернышевский писал: «Но поразительнее всего пример, представляемый «Сценами из рыцарских времен». Это произведение яснее всего показывает, что существенная красота заключена не в словах, которыми умеет гениальный писатель облечь свои мысли, а в том гениальном развитии, которое получает мысль в его уме, воображении, соображении,- назовите это, как хотите,- в художественности, с какою представляется ему план, а не в выражении. Не знаем, насколько развился бы этот план при полной обработке; не знаем, как прекрасна была бы драма тогда; но теперь в «Сцепах из рыцарских времен» мы имеем одно из превосходнейших произведений Пушкина . Если бы можно было вполне высказывать свои мнения, то мы сказали бы даже, что «Сцены из рыцарских времен» должны быть в художественном отношении поставлены не ниже «Бориса Годунова», а быть может, и выше».