Виды комического в эпиграммах А. С. Пушкина


Виды комического – это юмор, ирония, сатира, сарказм. Данная тема более чем обоснована, ведь даже понятие “эпиграмма” определяется как стихотворная острота, сатирический (саркастический, иронический, юмористический) выпад в стихах. Несомненно, для того чтобы написать эпиграмму, нужно обладать и несравненным чувством юмора, и умением тонко подметить какие-либо недостатки и упущения того, кому эпиграмма предназначается. Такими чертами обладал А. С. Пушкин. . Поэт увлекался эпиграммами всегда, он даже состоял в обществе “Зеленая лампа”, где написание такого рода произведений было непременным атрибутом.
Эпиграммы поэта датируются и лицейскими годами (1814-1817), и петербургскими (1817-1820), игодами, проведенными Пушкиным на юге (1820-1824), и временем, когда он жил в Михайловском (1824-1826), и последним периодом жизни поэта. № Итак, перейдем к последовательному анализу пушкинских эпиграмм. Арист нам обещал трагедию такую, Что все от жалости в театре заревут, Что слезы зрителей рекою потекут. Мы ждали драму золотую. И что же? дождались – и, нечего сказать, Достоинству ее нельзя убавить весу, Ну, право, удалось Аристу написать Прежалкую пьесу.
Эта эпиграмма написана поэтом в то время, когда он был лицеистом. Пушкин всегда любил театр – его привлекали атмосфера, окружение, актрисы, актеры. И именно театральной теме посвящена на данная эпиграмма. Пушкин


иронизирует по поводу склонности некоторых людей вызывать зрительский ажиотаж, создавать впечатление чего-то великого, необыкновенного, трогающего за душу, в то врем как на деле ничего этого нет, а только излишнее бахвальство и напыщенность. Здесь Пушкин, как любитель и знаток театрального искусства, безжалостно все и всех осуждает – и зрителей, поддающихся создаваемому впечатлению, ожидающих трагедии и уже собирающихся заплакать от жалости и Ариста с его претенциозностью, и, конечно, “драму золотую”, которая оказалась “прежалкой пьесой”. Близкая к современной эпохе ситуация, когда нечто прославленное и нахваленное на сама деле оказывается просто фарсом.
Теперь перейдем к следующей эпиграмме: Супругою твоей я так пленился, Что если б три в удел достались мне, Подобные во всем твоей жене, То даром двух я б отдал сатане, Чтоб третью лишь принять он согласился.
В заглавии здесь значится – “Подражание французскому”. В данном случае – идеальный образец для иронии. Казалось бы, автор признается, что, да, он пленен супругой того, на кого написана эпиграмма. Получается, что она, супруга, ему нравится, привлекает его. Но вдруг – если три тая досталось бы поэту, он бы не задумываясь отдал бы их сатане, только для того, чтобы тот и третья принял. Какое-то несоответствие получается. Иронизирует здесь Пушкин, вероятно, над тем, что им засилья французской любовной лирики никто не замечает в ней той глупости и даже откровенна чепухи, на которую указывает поэт. Тем и обосновывается надпись “Подражание французскому”.
Обе эти эпиграммы написаны Пушкиным в лицейские годы, и этим объясняется то, что они направлены не на какого-то конкретного человека, как последующие, а просто на типичные, общего характер события, понятия. В дальнейшем расширялись жизненный опыт поэта, сфера его личных переживаний; он входил в более тесные отношения с современниками, иногда очень болезненные. Это были светские, дружеские столкновения, конфликты с собратьями-литераторами (например, графом Ворси! новым), цензорами. Пушкин узнавал все больше людей, и среди них оказывались те, кто был достой эпиграмм поэта. Пушкин никогда не относился с сарказмом к кому-либо беспричинно, повод и основание были всегда. Подтверждение тому – дальше.
Хаврониос! ругатель закоснелый, Во тьме, в пыли, в презренье поседелый, Уймись, дружок! к чему журнальный шум И пасквилей томительная тупость? Затейник зол, с улыбкой скажет глупость, Невежа глуп, зевая, скажет ум.
Эта эпиграмма написана Пушкиным в 1820 г. Она нацелена уже на определенного человека – Каченовского, который опубликовал в журнале “Вестник Европы” далеко не лестные отзывы о поэме” Пушкина “Руслан и Людмила”. Перед нами – смешение весьма сходных понятий – юмора и иронии.
В очередной эпиграмме 1820 г. присутствует лишь ирония.
В жизни мрачной и презренной Был он долго погружен, Долго все концы вселенной Осквернял развратом он. Но, исправясь Понемногу, Он загладил свой позор, И теперь он – слава богу- Только что картежный вор.
Данное стихотворение настолько содержательно, интересно, что его анализ можно вести построй но. В первых четырех строках повествуется о грехах графа Федора Ивановича Толстого (именно ему и предназначена эпиграмма). И вправду: кем только этот человек не был, в каких только амплуа не прей ставал! Он был отставным гвардейским офицером и вел прескверный образ жизни – был кутилой, любителем поиграть в карты (но не по правилам, а с шулерством).
Но почему же “все концы вселення осквернял развратом он”? Причина в том, что Ф. И. Толстой принимал участие в первом русском кругосветном плавании, и даже во время этого далекого путешествия он не изменял своим привычкам, как результат – за непристойное поведение был высажен на одном из Алеутских островов, где провел несколько месяцев, и даже получил за это прозвище “американец”. Верно, после этого он и исправился “понемногу”, и “загладил свой позор”. И вот она – неподражаемая ирония Пушкина: “и теперь он – слава богу – только что картежный вор”. Пушкин никогда не был ханжой, поэтому он с чувством юмора относится ко всем проделкам и похождениям Ф. И. Толстого. Причина же написания эпиграммы в том, что, когда поэт был в ссылке в Кишиневе, до него дошли слухи, что якобы именно Ф. И. Толстой является инициатором сплетни, согласно которой Пушкина однажды высекли в полиции. Это. очередное подтверждение того, что поэт всегда критиковал только тех, кто действительно заслуживал этого, он никогда не высмеивал никого без повода.
Какой же можно подвести итог? У Пушкина было обостренное чувство собственного достоинства. Хоть это и так, но поэт никогда не был злопамятен, мстителен. И пусть у него было много эпиграмм, он был эмоционален, смело выражал свои чувства и никогда не таил обиду в себе.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Образ ахилла в поэме илиада.
Сейчас вы читаете: Виды комического в эпиграммах А. С. Пушкина