Формирование литературных взглядов Пушкина лицеиста

Прохождение школы Батюшкова – Жуковского, двух поэтов, у которых культура русского стиха достигла для того времени совершенства, имело чрезвычайно важное значение и для развития художественного мастерства Пушкина. На двойной основе – стиха Батюшкова с его пластичностью, скульптурностью, “зримостью глазу” и стиха Жуковского с его музыкальностью, богатством мелодических оттенков, способных передавать тончайшие движения души и сердца,- вырабатывается тот качественно новый, небывалый по своей художественности пушкинский стих,

первые образцы которого мы встречаем уже в некоторых лицейских произведениях поэта и который с таким несравненным блеском даст себя’ знать во всем его творчестве. Жуковский уже в 1815 г. отзывался о Пушкине как о “будущем гиганте, который всех нас перерастет”. “О, как стал писать этот злодей!” – воскликнул Батюшков, прочитав послание Пушкина “Юрьеву” (1820).
Еще на лицейской скамье стал Пушкин и активным участником той ожесточенной литературной борьбы, которая разгорелась между сторонниками “Беседы любителей русского слова” и “арзамасцами”, считавшими его членом своего кружка и присвоившими
ему арзамасское имя Сверчок. Не имея возможности лично присутствовать на заседаниях “Арзамаса”, Пушкин громил в своих стихах “друзей непросвещенья”, поборников “тьмы”, “угрюмых певцов” “Беседы”.
Лицейское творчество Пушкина носит по преимуществу лирический, в широком смысле этого слова, характер. Но уже тогда он стремится выйти из круга только лирики, пробует свои силы в тех родах словесного творчества, которые дают возможность более широкого охвата явлений действительности,- в области эпоса, драмы. Он пытается писать комедии, романы, поэмы, задумывает дать развернутое описание природы и быта Царского Села, его жителей. Большинство этих произведений или не было закончено, или не сохранилось. Но уже в этих попытках намечается широта горизонтов пушкинского творчества, тот почти всеобъемлющий диапазон, который приобретет оно в будущем.
В поисках образцов Пушкин обращается к одной из самых прогрессивных традиций предшествовавшей ему литературы – к писателям так называемого сатирического направления XVIII в., произведения которых были наиболее связаны с жизнью, заключали в себе больше всего элементов народности и реализма: автору “Недоросля” Фонвизину, “бесценному шутнику” Крылову. В сатирической поэме 1815 г. “Тень Фонвизина” Пушкин ставит своей задачей взглянуть на окружающее глазами “творца, списавшего Простакову”, “известного русского весельчака”, “насмешника Дениса”. Начатую тогда же сказочно-сатирическую поэму “Бова”, ряд строк которой перекликается с шуто-трагедией Крылова “Трумф” (“Подщипа”), поэт пишет вслед за одноименной поэмой Радищева. Очень важно, что уже в лицейские годы Пушкин знакомится с рядом произведений Радищева, которые вошли в посмертное издание его сочинений, вышедшее в 1807-1811 гг. Многие суждения Радищева оказывают несомненное влияние на формирование литературных взглядов Пушкина-лицеиста. Знакомство с материалистическим философским трактатом Радищева “О человеке, о его смертности и бессмертии”, безусловно, способствовало развитию его собственного материалистического миросозерцания [стихотворение “Безверие” (1817), прочитанное им на выпускном лицейском экзамене].
Окончив в июне 1817 г. лицей и зачислившись на службу в Коллегию иностранных дел, А. С. Пушкин поселяется в Петербурге. Вырвавшись из лицейского “заточенья”, поэт не только жадно предается светским развлечениям, но и активно включается в литературную и общественную жизнь столицы. Он посещает заседания “Арзамаса”, членом которого теперь фактически становится; позднее (в 1819 г.) вступает в литературно-политический кружок “Зеленая лампа” – негласный филиал “Союза благоденствия”, сближается с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным.
В стране все более сгущалась политическая реакция, и в то же время в передовых кругах дворянства усиливались оппозиционные настроения, нарастал протест против крепостничества, самодержавного произвола, палочного аракчеевского режима. Начали возникать тайные общества, подымалась первая волна движения дворянских революционеров – будущих декабристов. Ближайшие лицейские друзья Пушкина – И. И. Пущин, В. Д. Вольховский – сразу же по окончании лицея вступили в первое тайное общество – “Союз спасения”, руководители которого нашли, что по мнениям и убеждениям, вынесенным ими из лицея, они вполне готовы “для дела”. По авторитетному свидетельству Пущина, полностью разделял его политические взгляды и Пушкин.
Беспечно-веселые стихи Пушкина этой поры, которые развивали традиции его лицейской анакреонтики и в которых он славил радости земного бытия, Вакха и Киприду, были не только проявлением избытка молодости, кипящих жизненных сил, но и своеобразной формой протеста против тех настроений ханжества и мистицизма, которыми были охвачены круги высшего придворного общества во главе с Александром I и его ближайшим окружением и которые определяли собой антипросветительскую правительственную политику конца 10-х – первой половины 20-х годов.




Types of syntagmatic relations.
Сейчас вы читаете: Формирование литературных взглядов Пушкина лицеиста