Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье.»
Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье.», поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти:
— Я помню чудное мгновенье:
— Передо мной явилась ты,
— Как мимолетное виденье,
— Как гений чистой красоты.
Не знаю, как вы, а я с уверенностью могу сказать — пока не встречала. Читая и перечитывая их, всякий раз представляю себе божественной красоты молодую женщину и думаю: «Какая же ты счастливая,
— В томленьях грусти безнадежной,
— В тревогах шумной суеты,
— Звучал мне долго голос нежный
— И снились милые черты.
Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь
— Душе настало пробужденье.
— И вот опять явилась ты,
— Как мимолетное виденье,
— Как гений чистой красоты.
— И сердце бьется в упоенье,
— И для него воскресли вновь
— И божество, и вдохновенье,
— И жизнь, и слезы, и любовь.
Время пребывания Анны у Осиповых скоро подошло к концу. Пушкин приехал ее проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу «Онегина». Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было «Я помню чудное мгновенье,,.». Стихотворение разделено на три равные части. В каждой из них — своя мысль, свой тон. Первая спокойная, наполненная воспоминаниями автора о «милых чертах». Вторая — о долгих годах заточенья, которые стерли образ возлюбленной. Настроение этой части стихотворения тоже грустное, печальное. Зато как отличается третья часть! Она наполнена жизнью от неожиданной встречи, наполнена радостью, счастьем, которые заполонили всего поэта. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
«Я помню чудное мгновенье.» — эталон возвышенной любовной лирики, памятник высокого любовного порыва и необыкновенных поэтических переживаний. Стихотворение поражает своей легкостью, зачаровывает музыкальностью, волнует простотой и непосредственностью. Круг образов в стихотворении ограничен: чудное мгновенье, гений чистой красоты, божество, вдохновенье. И сами по себе, вне контекста, образы эти ничего конкретного не выражают. Зато вместе они приобретают музыкальное звучание и оживают, наполняя стихотворение глубоким смыслом. Образ любимой женщины и образ самой любви в стихотворении переплетаются — это что-то чистое, светлое, хрупкое, до боли знакомое каждому человеку.