История и современность в произведениях Паустовского
История и современность, прошлое и настоящее, традиция и новаторство — вечные проблемы самой жизни, проблемы философии, проблемы искусства. Четкое уяснение своего места в историческом процессе необходимо каждому мыслящему человеку, художнику в особенности. Позиция Паустовского — «писал ли я о близкой мне по времени действительности или о минувшей эпохе, я ставил перед собой современные цели» — предельно ясна. Как писатель он постоянно обращен к современности. Однако его понимание современности своеобразно. Погоня за бегущим
Традиционным методом большинства писателей, работавших над исторической тематикой, было исследование причинно-следственных связей в историческом процессе: бесконечного многообразия конфликтов, сцеплений, противоборств идей и личностей,
Знание прошлого формирует в человеке, по мнению Паустовского, «чувство истории — чувство драгоценное». Сам писатель сумел, что доказывают его книги, воспитать в себе это чувство. Паустовский, в отличие от других авторов, занятых исторической проблематикой, обращался к изображению не столько самих фактов, событий, лиц, сколько к эмоциональному восприятию и оценке их современниками, явно отдавал предпочтение исследованию внутренних коллизий личности перед картинами быта и интерьера, перипетий истории, каковые выступали у него своеобразной декорацией, фоном. Изобразить прошлое через отражение его в сознании и эмоциях персонажей произведения — тонкая и трудная задача. Но традиционный исторический материал благодаря столь оригинальному подходу осмысливается по-новому.
Более других Паустовского привлекали чувство любви к отечеству, чувство социальной справедливости, чувство прекрасного. Его интересовало, как проявлялись эти чувства на разных этапах истории у разных — по социальному положению, возрасту, национальности — людей.
Произведения писателя на историческую тему успешно решали сложную задачу — они осуществляли связь времен. Пережив все случившееся с Лонсевилем, например, читатель уже не будет воспринимать историю как отдаленное прошлое. Осмысливая прошлое с высоты нового исторического времени, Паустовский как бы передавал эстафету предшественников грядущим поколениям. В этом он также видел свой долг перед людьми.
В 1930 — 1940-е годы у Паустовского не нашлось последователей. Но время подтвердило перспективность его оригинальных подходов к историческому материалу. В 1970 — 1980-е рядом с писателями, работавшими в традиционных исторических жанрах (Д. Балашов, С. Залыгин, Н. Задорнов и др.), появились Ю. Трифонов («Нетерпение»), Ю. Давыдов («Две связки писем»), Б. Окуджава («Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом»), которые удачно использовали его опыт проникновения в душе прошлое через внутренний мир, психологию отдельной личности.
Писатель владеет искусством ставить общечеловеческие проблемы на конкретном современном материале, улавливать те особенности, которые определяют суть добра и зла, долга и верности, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного на определенном историческом этапе развития общества.
Понять и оценить произведения Паустовского нетрудно. Не следует только подходить к ним с заранее подготовленными мерками.
Пребывание в «стране Паустовского» оставляет глубокий след в душе читателя. Оно обогащает память и облагораживает чувства. Писатель, счастливо нашедший свое призвание, приходит на помощь тем, кто хочет любить жизнь, природу, людей, искусство. Он открывает им глаза на красоту в повседневности и в искусстве.
Время и его проблемы отразились в произведениях Паустовского через призму его своеобразного таланта и освещены мировоззрением человека принципиального, последовательного и целеустремленного. Личность художника, человека, «создавшего себя», может быть примером благородства и преданности своему делу.
Творчество Паустовского дорого миллионам и миллионам читателей еще и потому, что в каждом сердце, действительно, есть скрытая струна, отзывающаяся даже на слабый призыв прекрасного.