Произведения Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) рассказывают о строительстве нашей страны, о ее природе и людях. Писатель побывал в разных уголках своей родины; он говорил, что для творческой работы ему необходимы две вещи: поиски и сосредоточенность. «Писателем может стать только тот, кто многое знает и может сказать людям то, что до него не было сказано, лишь тот, кто умеет не только смотреть, но и видеть, и видит то, чего не замечают другие». Детство писателя прошло на Украине; он кончил гимназию, учился в университете, сначала в Киеве, потом в Москве. Закончить курс ему не удалось: началась война, потом революция. Воспоминаниям о детстве и юности посвятил Паустовский несколько книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». Он отразил в них мечту о подвигах, далеких путешествиях, опасных и романтических приключениях, овладевшую подростками и юношами на долгие годы.
Творческая деятельность К. Г. Паустовского начинается в 20-е годы, когда он работает в газетах и в журнале «30 дней», ездит по стране, собирает материал для очерков и рассказов. Известность пришла к писателю в 30-е годы, с появлением книг
«Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934), «Черное море» (1936). Это были книги, своеобразные по замыслу, повести-очерки о покорении природы, о людях, способных претворить мечту в действительность. «Кара-Бугаз» и «Колхида» прочно вошли в чтение подростков и юношества. Повесть «Кара-Бугаз» вызвала много положительных откликов в критике: ее ценил А. 14. Горький, «нужной книгой» называла Н. К. Крупская.
В «Кара-Бугазе» повествование ведется то рассказчиком, то другими персонажами. Начинается повесть донесением лейтенанта Жеребцова гидрографическому управлению о «непонятных» особенностях залива, потом автор переходит к событиям гражданской войны...

и завершает повесть 30-ми годами, когда развертывается строительство комбината на Кара-Бугазе.
Прошлое, настоящее и будущее объединяются в произведениях писателя, призывают верить в мечту, стремиться к ее осуществлению. В своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки, рассказы, повести («Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Сказочник» и др.). Поэтому многие рассказы Паустовского, которые он не писал специально для детей, вошли в круг детского чтения. Это рассказы из цикла «Мещерская сторона» и «Летние дни». Умение проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» человека и природы («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце юного читателя.
Простые по сюжету, написанные лаконичной, «сжатой» прозой, произведения Паустовского обогащают душу человека, помогают эстетическому и эмоциональному развитию юного читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,- говорит старику собиратель несен в рассказе «Колотый сахар». И Паустовский рассказывает о людях горячей, активной мечты: о Ване Малявине, который несет к ветеринару зайца с обожженными лапами («Заячьи лапы»), о мальчике-«выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»), о Леньке с Малого озера, который ищет для школьной коллекции падучую звезду («Ленька с Малого озера»).
Деревенский мальчик Ленька самозабвенно любит природу. Она близка ему, потому что Ленька знает все «глухие углы леса, все травы, кустарники, мхи, грибы, цветы». В рассказе «Ленька с Малого озера» природа показана глазами маленького героя. Писатель считал, что «природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало».



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Произведения Константина Георгиевича Паустовского