Последнее произведение Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в 60 — 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил. «Я задумал, — говорит Некрасов, — изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Героем поэмы не является какой-то один человек, героями поэмы является весь русский народ.

/> Главными героями являются семь мужиков — правдоискателей. Однажды собрались они вместе и решили узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси?» В России к концу 50-х годов назревала революционная ситуация. Царское правительство после окончания Крымской войны было напугано странными крестьянскими волнениями. Был обнародован манифест об освобождении крестьян. Но этот манифест не оправдал даже самых скромных надежд поэта. Да, крестьяне было лично освобождены, но они были до такой степени бедны и забиты, что не могли продолжать нормальную жизнь. «Воля», которой так ожидали крестьяне, оказалась лишь прикрытием
от социальных волнений. Причем реформа оказалась неблаготворной не только для крестьян, но и для других социальных слоев. Как реформа ударила по барину — видно из рассказа самого барина, а многочисленные крестьянские бунты свидетельствовали, как реформа отразилась на крестьянах.
Многие моменты в поэме имеют под собой реальную основу. Например, события, описанные в главе «Про холопа примерного, Якова верного» действительно происходили. История, поведанная Некрасову А. Ф. Кони, была включена почти без изменений в поэму. С первых строк мы знакомимся с крестьянами и узнаем, из каких мест они родом. Названия говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Мы видим, что не от хорошей жизни назвали такими названиями деревни. Люди бедствуют, голод и болезни правят ими. В главе «Счастливые» мы видим, что это за люди. Но они богаты, пусть не материально — они богаты нравственно. По их словам они все счастливые. Некрасов пишет об их счастье:
— Эй, счастие мужицкое!
— Дырявое с заплатами,
— Горбатое с мозолями,
— Проваливай домой!
Среди всего народа в поэме мы видим отдельных представителей крестьянства. Яким Нагой — защитник чести трудового народа. Он рассказывает, что крестьян нельзя осуждать за питье водки, например. Ведь крестьянин так наработается за день, что ему остается только одно средство для отдыха — напиться. Мы узнаем, что это за человек. С ним произошел случай: купил он картиночек сыну, да и самому они нравились. Но случился пожар, и вместо того, что спасти деньги, он стал картиночки со стенки снимать. Это говорит о глубоком нравственном богатстве. Ярмило Гирин — человек исключительно правдивый. Из — за свой правдивости его полюбил весь простой народ. Он был выбран деревенским старостой, и за несколько лет своего нахождения на этом посту он ни разу не скривил душой, не взял взятки, выполнял работу по совести. Но однажды случилось крестьянское восстание, и Ярмило стал на сторону народа, за что и поплатился. Но он остался верным себе. Савелий, которого Некрасов назвал «богатырем святорусским» — идеал Некрасова. Таких богатырей, по словам Некрасова, в России очень много: Ты думаешь, Матренушка,
— Мужик не богатырь?.
— .Цепями руки кручены,
— Железом ноги кованы,
— Спина.леса дремучие
— Прошли по ней — сломалися.
— .И гнется, да не ломится,
— Не ломится, не валится.
— Ужли не богатырь?
Савелий — человек огромной силы, как бы созданный для революционной борьбы. Однажды он живьем закопал в землю помещика, который жестоко обходился со своими крестьянами, и не разочаровался в себе после этого. Он, как и Некрасов, верил в освобождение народа. В 1876 году Некрасов вернулся к эпопее после перерыва, но сил на завершение уже не оставалось. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря. С каждым днем становилось все хуже и хуже. Новая часть поэмы названа «Пир на весь мир». Последняя часть была задумана как последнее напутствие будущим поколениям революционеров. Здесь рассказывается притча «О двух великих грешниках», в которой Некрасов говорит, что расправа с тираном — святое, благородное дело. В самом конце рассказыватся о «народном заступнике», будущем революционере — патриоте Грише Добросклонове:
— Ему судьба готовила
— Путь славный, имя громкое
— Народного заступника,
— Чахотку и Сибирь.
Некоторые считают, что в его лице Некрасов показал нам Добролюбова. Но хоть ему и угрожает каторга и смерть, Гриша, пожалуй, истинный счастливец, один во всей огромной поэме. Счастье отдельного человека — служение народу. Эта мысль и стала основной в «Пире». Некрасов как можно скорее хотел напечатать эти стихи, но цензура вырезала оттуда произведение Некрасова. Кроме этой поэмы Некрасов уже при смерти создал цикл стихов, где слышится та же боль народа. В своих «Последних песнях» поэт говорил: Скоро стану добычею тленья.
— Тяжело умирать, хорошо умереть.
— Ничьего не прошу сожаленья,
— Да и некому будет жалеть.
Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года. «Скажи ему, — писал Чернышевский одному литератору, — что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».
Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно: — Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его. Я теперь утешен. Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова. Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову — студенты», «Певцу народных страданий», «Бессмертному певцу народа» и т. д. По воспоминаниям Г. В. Плеханова, в процессии участвовали революционеры, проживающие в столице нелегально. Они несли венок «От социалистов».
Вместе с ними вокруг этого венка тесным кольцом сомкнулись члены рабочих кружков, которых было немало на петербургских заводах и фабриках. Над гробом поэта говорили речи Ф. М. Достоевский, В. А. Панаев, от лица землевольцев — Г. В. Плеханов, который, не боясь присутствия полиции, подчеркивал революционное значение поэзии Некрасова. Некрасов стал первым русским поэтом, на похоронах у которого присутствовало столько много революционеров передовых организаций.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)