Последнее произведение Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в 60 — 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил. «Я задумал, — говорит Некрасов, — изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Героем поэмы не является какой-то один человек, героями поэмы является весь русский народ.
Многие моменты в поэме имеют под собой реальную основу. Например, события, описанные в главе «Про холопа примерного, Якова верного» действительно происходили. История, поведанная Некрасову А. Ф. Кони, была включена почти без изменений в поэму. С первых строк мы знакомимся с крестьянами и узнаем, из каких мест они родом. Названия говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Мы видим, что не от хорошей жизни назвали такими названиями деревни. Люди бедствуют, голод и болезни правят ими. В главе «Счастливые» мы видим, что это за люди. Но они богаты, пусть не материально — они богаты нравственно. По их словам они все счастливые. Некрасов пишет об их счастье:
— Эй, счастие мужицкое!
— Дырявое с заплатами,
— Горбатое с мозолями,
— Проваливай домой!
Среди всего народа в поэме мы видим отдельных представителей крестьянства. Яким Нагой — защитник чести трудового народа. Он рассказывает, что крестьян нельзя осуждать за питье водки, например. Ведь крестьянин так наработается за день, что ему остается только одно средство для отдыха — напиться. Мы узнаем, что это за человек. С ним произошел случай: купил он картиночек сыну, да и самому они нравились. Но случился пожар, и вместо того, что спасти деньги, он стал картиночки со стенки снимать. Это говорит о глубоком нравственном богатстве. Ярмило Гирин — человек исключительно правдивый. Из — за свой правдивости его полюбил весь простой народ. Он был выбран деревенским старостой, и за несколько лет своего нахождения на этом посту он ни разу не скривил душой, не взял взятки, выполнял работу по совести. Но однажды случилось крестьянское восстание, и Ярмило стал на сторону народа, за что и поплатился. Но он остался верным себе. Савелий, которого Некрасов назвал «богатырем святорусским» — идеал Некрасова. Таких богатырей, по словам Некрасова, в России очень много: Ты думаешь, Матренушка,
— Мужик не богатырь?.
— .Цепями руки кручены,
— Железом ноги кованы,
— Спина.леса дремучие
— Прошли по ней — сломалися.
— .И гнется, да не ломится,
— Не ломится, не валится.
— Ужли не богатырь?
Савелий — человек огромной силы, как бы созданный для революционной борьбы. Однажды он живьем закопал в землю помещика, который жестоко обходился со своими крестьянами, и не разочаровался в себе после этого. Он, как и Некрасов, верил в освобождение народа. В 1876 году Некрасов вернулся к эпопее после перерыва, но сил на завершение уже не оставалось. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря. С каждым днем становилось все хуже и хуже. Новая часть поэмы названа «Пир на весь мир». Последняя часть была задумана как последнее напутствие будущим поколениям революционеров. Здесь рассказывается притча «О двух великих грешниках», в которой Некрасов говорит, что расправа с тираном — святое, благородное дело. В самом конце рассказыватся о «народном заступнике», будущем революционере — патриоте Грише Добросклонове:
— Ему судьба готовила
— Путь славный, имя громкое
— Народного заступника,
— Чахотку и Сибирь.
Некоторые считают, что в его лице Некрасов показал нам Добролюбова. Но хоть ему и угрожает каторга и смерть, Гриша, пожалуй, истинный счастливец, один во всей огромной поэме. Счастье отдельного человека — служение народу. Эта мысль и стала основной в «Пире». Некрасов как можно скорее хотел напечатать эти стихи, но цензура вырезала оттуда произведение Некрасова. Кроме этой поэмы Некрасов уже при смерти создал цикл стихов, где слышится та же боль народа. В своих «Последних песнях» поэт говорил: Скоро стану добычею тленья.
— Тяжело умирать, хорошо умереть.
— Ничьего не прошу сожаленья,
— Да и некому будет жалеть.
Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года. «Скажи ему, — писал Чернышевский одному литератору, — что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».
Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно: — Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его. Я теперь утешен. Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова. Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову — студенты», «Певцу народных страданий», «Бессмертному певцу народа» и т. д. По воспоминаниям Г. В. Плеханова, в процессии участвовали революционеры, проживающие в столице нелегально. Они несли венок «От социалистов».
Вместе с ними вокруг этого венка тесным кольцом сомкнулись члены рабочих кружков, которых было немало на петербургских заводах и фабриках. Над гробом поэта говорили речи Ф. М. Достоевский, В. А. Панаев, от лица землевольцев — Г. В. Плеханов, который, не боясь присутствия полиции, подчеркивал революционное значение поэзии Некрасова. Некрасов стал первым русским поэтом, на похоронах у которого присутствовало столько много революционеров передовых организаций.