Критический анализ типичных ошибок на примере поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”

Критический анализ типичных ошибок на примере сочинения по теме художественные особенности поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”, как средство раскрытия ее идейного содержания.
I. Некрасов – лучший продолжатель народных традиций.
II. “Пускай нам говорит изменчивая мода, что Тема урока старая – “страдания народа”.
1. История создания поэмы.
2. Проблематика.
3. “Важен в поэте стиль, отвечающий теме”.
А) народный фольклор как средство раскрытия идейного содержания поэмы.
III. Значение поэмы “Кому на Руси жить хорошо” для русской и мировой литературы.
Некрасов всю жизнь посвятил борьбе за народное счастье. Это один из первых поэтов-реалистов, доказавший в своих произведениях русскую действительность. Все произведения Некрасова написаны для народа и о народе. “Я лиру посвятил народу своему” – так говорит Некрасов о своем творчестве.
В 1863 году Некрасов начал работу над поэмой “Кому на Руси жить хорошо?” создавалась в пореформенный период. Основной вопрос поэмы: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”.
Некрасов, являясь настоящим народным поэтом, не мог не откликнуться на мнимое освобождение крестьян, которое В. И. Ленин назвал “освобождением крестьян от земли”.
Само начало поэмы не совсем обычно.
“В какой земле – угадывай
В каком году – рассчитывай”. Эти

строки очень похожи на начало какой-нибудь сказки. Через такое начало Некрасов показывает, что то, что происходит в поэме, типично для всей России того времени. Затем, представляя нам семерых временнообязанных мужиков, Некрасов через определение “временнообязанные” показывает, что принесло освобождение крестьянам.
В поэме многое взято из русских народных сказок. Рассказывая о встрече мужиков с пташкой, поэт еще глубже раскрывает сущность того, что называлось “освобождением крестьян”. А слова Пахома: “А все ж ты, пташка малая, Сильнее мужика!” еще ярче подчеркивает это. 1
Много в поэме песен. По одному их названию можно судить о жизни крестьян. “Голодная”, “Соленая”, “Барщинная”, “Солдатская” – все они сложены не от хорошей жизни. В легенде “О двух великих грешниках” Некрасов призывает к борьбе против угнетателей. В песнях поэт говорит также о тяжелом положении женщины-крестьянки. В уста Матрены Тимофеевны он вложил слова, определяющие жизнь любой крестьянки: “Не надо – между бабами Счастливую искать!.”. Очень интересны портреты крестьян, через которые Некрасов раскрывает духовный мир героев. Поэт использует фамилии крестьян для того, чтобы показать материальное положение, характер своих героев. Например, такие фамилии, как Яков Верный, Яким Нагой, Оболт-Оболдуев ясно говорят о том, что это за люди.
Много массовых сцен, например, ярмарка. На ярмарке крестьяне показаны во время отдыха. Много повторов, сравнений. Много народных пословиц, например: “Клейменый, да не раб”. Для того, чтобы еще ярче показать тяжелое материальное положение, поэт очень метко использует названия деревень.
Вся поэма пронизана оптимизмом Некрасова, его верой, что наступят и для крестьян лучшие времена. Некрасов говорит, что есть два пути в борьбе за счастье народное. Выбирай тот путь, который тебе подскажет совесть. Вот такой путь выбрал народ: “Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином”. Некрасов говорит, что это уже не та Русь, что была раньше, что эта Русь уже не бессильная.
“Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!”.
Значение поэмы “Кому на Руси жить хорошо?” огромно. Некрасов, по выражению Глеба Успенского, вложил в язык поэмы все свои сведения о русском народе, собиравшиеся им “по зернышку” в течение 20 лет. Поэма послужила обвинительным актом против самодержавия. “Нам нужен был бы поэт, который с красотою Пушкина и силою Лермонтова умел расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова” – писал Добролюбов.
Критический анализ
Перед нами оригинальная работа одного из абитуриентов. Эту работу нельзя назвать вполне удачной. С одной стороны, ее автор попытался указать на большое количество художественных особенностей поэмы для раскрытия темы сочинения. Отметим их:
1) подчеркивается своеобразие зачина поэмы;
2) говорится об использовании сказочного элемента;
3) упоминается ряд песен, характеризующих жизнь крестьян, а также легенда “О двух великих грешниках”;
4) подчеркивается роль портрета и “говорящих” фамилий крестьян;
5) отмечается наличие большого количества повторов, сравнений, пословиц;
6) говорится об идеалах и эстетических принципах поэта.
Все это, несомненно, плюсы работы. Но есть в ней и серьезные минусы. Во-первых, отсутствует “иерархия” художественных особенностей по степени их важности. Необходимо было остановиться на жанровом своеобразии этого произведения. В чем его своеобразие как поэмы? (Эпическая масштабность изображаемых событий, стремление через путешествие семерых крестьян показать всю пореформенную Русь). Композиционное своеобразие поэмы: ее трехчастное деление, дорога, как композиционный центр поэмы, соединяющий в ней все события. Наконец, это не только эпическое, но и лирическое произведение. Особую роль играет в ней образ автора, не только описывающего происходящие события, но и выражающего свое к ним отношение, а также свое глубокое сочувствие крестьянам, обличающего произвол помещиков и т. д.
Затем уже стоило переходить к характеристике тех особенностей, о которых говорится в сочинении. Отметим, что их анализ мог быть более глубок и содержателен. Так, о легенде “О двух великих грешниках” лишь упоминается в сочинении, тогда как с точки зрения выражения авторской идеи эта легенда играет принципиальную роль.
Отмечается важность портретной характеристики, но не дается ни одного портрета крестьян, не приводятся повторы, сравнения. Не говорится, как раскрывается дух народа в массовых сценах. Упоминание о “поэме, посвященной русским женщинам”, а также о легенде не совсем уместно в общем контексте повествования (в первом случае контекст связан с историей создания поэмы “Кому на Руси.”, а во втором – с рассказом о функциях песен в поэме).
Можно отметить и определенную бедность языка, которым написана работа. К примеру, три предложения подряд начинаются со слова “много”. С учетом приведенных замечаний работа может быть оценена на “хорошо” для негуманитарных специальностей. Для гуманитарных – лишь на “удовлетворительно”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методы научно-педагогических исследований. Характеристика теоретических методов.
Сейчас вы читаете: Критический анализ типичных ошибок на примере поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”