Краткий обзор творчества братьев Гримм

Обозревая «плодотворнейший период» братьев Гримм, можно сделать вывод, что выпускники юридического факультета Марбургского университета и ученики преимущественно Савиньи сделались сооснователями германской филологии, той науки, что занимается культурой германских народов, в особенности их духовной жизнью, языком и литературой. Если в наши дни понятие «германистика» вообще означает то же, что немецкая филология, то есть изучение развития немецкого языка и немецкой литературы, то это понятие в более широком смысле, особенно на

заре этой науки, охватывает, помимо языкознания и литературоведения всех германских народов, также фольклористику, палеографию, правоведение, включая и общественное развитие. О Якобе Гримме и его брате Вильгельме можно сказать, что своими исследованиями, научными открытиями и публикациями они проложили путь германской филологии и в значительной степени стали ее создателями еще до того, как их пригласили в Геттин-генский университет.
К предшественникам германской филологии в XVII веке принадлежит Юстус Георг Шоттель (1612-1676), один из деятельнейших членов «Плодоносного общества, поставившего себе целью попечение
о родном немецком языке — о его преподавании, правописании я воплощении в тогдашнем литературном языке. Шоттель опубликовал в числе других такие значительные для немецкой: филологии работы, как «Неметцкое языковое искусство» (1641), «Неметцкое искусство стихо — и рифмосложения» (1645) и «Доскональный труд об основном неметцком языке» (1663).
На возникновение германистики как науки особое влияние оказали труды двух швейцарцев, которые выступили также как литературные критики и теоретики литературы. Иоганн Якоб Бодмер (1698 -1783), профессор истории Гельвеции в Цюрихе, одновременно владелец типографии и издатель произведений средневековой немецкой поэзии, как-то: «Образцы швабской лоэзии ХШ века» (1748), «Гейдельбергская рукопись миннезингеров» (1748), а также части -«Песни о Нибелунгах> в книге «Кримхильдина месть и плач» 1757. Иногда он работал вместе с Иоганном Якобом Брейтингером (1701-1776), хотя их все больше разделяли теоретические споры. Брейтингер, на несколько лет моложе Бодмера, вначале был профессором древнееврейского, а затем греческого языка в цюрихской гимназии. Он тоже издавал произведения средневерх-ненемецкой литературы и трудился над Бодмеровым сборником средневековых немецких поэтов. Новой была прежде всего точка зрения Брейтингера на поэзию, отвечающая пробуждающемуся буржуазному самосознанию, — она выразилась главным образом в его двухтомной «Критической теории поэзии» (1740).
Дальнейшие стимулы к занятию средневековым немецким языком и поэзией исходили от Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) и Фридриха Готлиба Клопштока (1724-1803).
Гердер, столь же значительный философ истории и религии, а в области немецкой литературы, пожалуй, самый известный теоретик «Бури и натиска» и немецкой классики, выдвинул наряду с гуманистически-универсальным классическим образцом также четкий национальный идеал, источник коего он видел в национальных немецких традициях. Он принадлежал к первым немецким сторонникам буржуазной эмансипации. Еще в молодости Гердер занимался критикой языка и литературы, хотя такие его сочинения, как «О новейшей немецкой литературе» (1767) и «Критические леса» (1769), остались фрагментами. Он оспаривал учение о божественном происхождении языка, понимал его как продукт исторического развития, занимался взаимосвязью языка и мышления, языка и литературы, опубликовал в 1772 году «Трактат о происхождении языка» и в «Извлечениях из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (1779), напечатанных в сборнике «О немецком характере и искусстве», подчеркивал значение народной песни.
Именно его указание на то, что народные песни существовали у всех народов и во все времена, вызвало у Гете интерес к Гердеру. При помощи Гете он с 1776 года сделался в Веймаре придворным проповедником. Гер-дер высказывался также за тесные, дружеские отношения со славянскими народами. Не только Гете и Шиллер, но также философы Гегель и Шеллинг были обязаны ему множеством идей.
В 1803 году, в один год с Гердером, умер Фридрих Готлиб Клопшток, по словам Франца Меринга, «самый старый и-самый первый из наших классиков». С 1748 по 1773 год он работал над двадцатью песнями своей «Мес-сиады», где впервые в немецкой поэзии применил гекзаметр. На возникновение немецкой филологии повлияла в особенности его попытка вновь воскресить в художественно малозначительных библейских и исторических драмах, названных им «бардиетами», старинные песни, в том виде, в каком они исполнялись средневековыми певцами, бардами. Это были прежде всего хвалебные песни, а также песни о природе, о битвах, бытовавшие у кельтов на Британских островах, особенно в Уэльсе.
В первые десятилетия XIX века литературные занятия древнегерманскои и средневековой немецкой поэзией и историей языка расширились, превратись в научную дисциплину — германскую филологию. Наиболее сильные импульсы к возникновению и развитию новой гуманитарной науки дал, несомненно, романтизм. Не случайно к числу ближайших друзей молодых Гриммов принадлежали такие представители романтизма, как Арним и Брентано или историк права Савиньи и, пусть временно, публицист Геррес.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Краткий обзор творчества братьев Гримм