Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов — любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами.
Софья — основной сюжетный партнер Чацкого, она занимает особое место в системе персонажей комедии. Любовный конфликт с Софией вовлек героя в конфликт со всеми в обществе, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог

сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. Она человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.
В характере Софии есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского общества. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит.». Тем не менее, София знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает общественное мнение,
чтобы отомстить бывшему возлюбленному.
В характере Софии есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в этом образе Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся в доме Фамусова гостей, убежденной в том, что Чацкий — совершенно нормальный человек.
София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, она настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров).
София, любительница французских романов, очень сентиментальна. Она идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства.
Отношение Софии к Чацкому совершенно иное. Она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять его, избегает объяснений. София несправедлива к Чацкому, считая его черствым и бессердечным: «Не человек, змея». София приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть свое безразличие к нему: «На что вы мне?».
София, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Эта любовь — своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы найти ей богатого жениха.
София самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии ее любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их.». София осознает самообман, винит только себя и искренне раскаивается. В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа. Судьба Софьи, на первый взгляд, неожиданна, но в полном соответствии с логикой ее характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого, Действительно, как тонко заметил Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии горем, жизненной катастрофой.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и во взаимоотношениях в Софьей. Вот почему в комедии образ Софьи играет немаловажную роль.
Чацкий, отсутствовавший три года, возвратившись, замечает, что Софья, его любимая девушка, очень изменилась — и внутренне, и внешне, и по отношению к нему, Чацкому. Сцена встречи бывших влюбленных построена автором на контрасте: Чацкий, оживленный, болтливый, спешащий узнать новости, и Софья, отвечающая на многочисленные вопросы сначала неохотно, затем с раздражением. От Чацкого не укрывается странное поведение Софьи:
Удивлены? И только? Вот прием!
Как будто не прошло недели;
Как будто бы вчера вдвоем
Мы мочи нет друг другу надоели.
Ни на волос любви! Куда как хороши!
В этом маленьком диалоге происходит завязка двух основных сюжешыл лнни5 Чацкий-Софья и Чацкий — фамусовское общество. В разговоре с Фамусовым, в котором тот раскрывает свою жизненную философию «и награжденья брать и весело пожить, Чацкий узнает, что Фамусов не выдает Софью за него замуж потому, что у него на примете есть завидный жених — Скалозуб. В этой сцене видно, как Фамусов всячески угождает гостю, и как пренебрежительно относится к Чацкому, замечая, впрочем, что «он малый с головой», но в службе не видит смысла.
Отсюда и начинается борьба Чацкого за Софью, поиск человека, которого она любит. Желание разобраться в чувствах девушки и ведет к обострению взаимоотношений героя со средой. В разговорах со скалозубом, Фамусовым, Молчалиным Чацкий не скрывает своего резко отрицательного отношения к крепостничеству, отвергает предрассудки, страстно отстаивает идеалы справедливости, свободы, просвещения. Чем более он пытается понять. Что случилось с Софьей, тем более узнает фамусовское общество, и тем более протестует против него. Таким образом, частная линия (Чацкий-Софья) осложняется общественной коллизией, которая становится ведущей. Образ Софьи — своеобразная пружина, движущая основной конфликт пьесы.
Однако образ ценен и с точки зрения того, что происходит с личностью в фамусов-ском обществе. Эта девушка наделена хорошими качествами: она умна, обладает сильным характером. Софья любознательна, много читает (отец замечает — ей сна нет от французских книг), свободна от предрассудков в любви.
Эта девушка поневоле симпатична. В Софье нас привлекает способность глубоко переживать и искренне любить. Когда ей открылось истинное лицо Молчалина, она сумела признать свою ошибку и не уронить свое достоинство, хотя ей было нестерпимо больно.
Все же Софья дитя фамусовского общества. Все лучшие качества ее характера не могут получить развития в нем. Поэтому Софья оказалась способна на подлость, наговорив на Чацкого, не увидела в Молчалине беспринципного и безнравственного человека.
В своем произведении Грибоедов сумел новаторски подойти к жанру комедии.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»