Особенность конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Особенность конфликта в комедии «Горе от ума» со-стоит в том, что в произведении происходит взаимодей-ствие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто вло-жены одна в другую: одна, так сказать, частная, домаш-няя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожидан-но другая, и действие завязывается снова, частная ко-медия разыгрывается

в общую битву и связывается в один узел».
В пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов переосмыслива-ет традиции, связанные с эпохами классицизма и роман-тизма, что выражается как на уровне создания образов, характеров, языка, особой проблематики, так и на уров-не самого конфликта.
Традиционной для комедии классицизма является сюжетная схема, где на руку благородной девицы пре-тендуют сразу два молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в сво-ем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скро-мен и почтителен; его любит невеста, обладающая та-кими же качествами, и он в конце пьесы
добивается ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактов-ку характеров, оставив их характеристики. В его коме-дии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».
В эпоху романтизма существовал традиционный кон-фликт, непременно присутствовавший в любой роман-тической поэме, драме. Он заключался в противопос-тавлении высокого и низкого; исключительного героя и света, общества, мира в целом. Этот конфликт был не-разрешим. Чацкий своим поведением и трагичностью похож на романтического героя, борющегося с «жесто-кими нравами». Но конфликт у А. С. Грибоедова стано-вится исторически конкретным. Так, можно понять, что эпоха, изображенная в «Горе от ума», — эпоха секрет-ных союзов, с одной стороны, и аракчеевщины — с дру-гой.
Чацкий имеет много общего с декабристами (любовь к русскому народу, желание «служить делу, а не лицам», ненависть к крепостничеству, истинная культура и про-свещенность, «он очень положителен в своих требова-ниях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком»), но за ним не стоит сила, все декабристское общество. Он один против всех.
Необычный этот конфликт «Горя от ума» заложен в сюжете комедии. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного развития. Первые 5 явлений этого действия рисуют довольно подробную картину жизни Фамусова и Софьи до приезда Чацкого, тем са-мым подготавливая фон, на котором затем с нарастаю-щей силой разовьется будущий конфликт. Мы узнаем о любви Софьи к Молчалину, которая скрывается от Фа-мусова, и о притворном отношении Молчалина к Софье (рассказ Лизы о тетушке и молодом французе). 7-9-е яв-ления — завязка любовной интриги, связанная с приез-дом влюбленного в Софью Чацкого. Личный конфликт служит одновременно проявлением и общественного конфликта, который угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах (уже в 7-м явлении Софья замечает: «Гоненье на Москву. Что значит видеть
Свет!»). Завязка общественного конфликта и усложне-ние личной линии относится ко 2-му явлению второго действия, в котором Чацкий сватается, получает отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества образа жизни, происход

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Особенность конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»