Образ Софьи в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
В своей комедии А. С. Грибоедов поднял очень серьезную проблему своего времени — тему вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, стремящихся к новой, свободной жизни. Если персонажи-консерваторы в комедии представлены очень широко, то новое поколение можно рассматривать только на примере Чацкого (есть, конечно, так называемые внесценические персонажи, единомышленники Чацкого, но они не участвуют непосредственно в сюжете и их личности не подвергаются глубокому анализу).
Для раскрытия образа Чацкого,
Образ Софьи противоречив; очень метко написал о ней в своей критической статье «Мильон терзаний» Н. А. Гончаров: с одной стороны, «в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости», но с другой — «она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В свои семнадцать лет она, по словам Чацкого, «расцвела прелестно» и, к тому
Ей сна нет от французских книг,
Говорит ее отец о ней. И Молчалину, как и пушкинская Татьяна Онегину, она придала черты героев любимых романов.
.уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Она сама не замечает, что такая характеристика не может быть причиной, чтобы полюбить человека. Но она хочет видеть в Молчалине того самого единственного избранника. Хочет, потому что не с кем сравнивать, потому что больше никого нет; дом Фамусова — царство скуки и тоски для молодой девушки романтического склада мышления. И Молчалин, имея свой корыстный интерес, надевает маску такого скромного рыцаря из ее романов.
Но, тем не менее, Софья — дитя общества, в котором родилась и выросла. Она не брезгует ложью, чтобы отец не догадался о ее отношениях с Молчалиным, поскольку тот бы, естественно, был против такого брака, поскольку знал, что Молчалин беден. Скептически относясь к современному ей обществу, она, стоит заметить, не идет с ним на конфликт, она живет по его законам — и не чувствует себя очень ущемленной.
Что касается ее отношений с Чацким, то здесь она выступает скорее на стороне отца. Она не понимает того, что говорит ей молодой человек, его взволнованность, прямолинейность вызывает у нее если не страх, как у Фамусова, то, как минимум, раздражение. «Не человек — змея», — делает свой вывод Софья и придерживается его до конца пьесы. И, что интересно, именно она становится для Чацкого той силой, которая наносит ему последний, наиболее болезненный удар. Ведь вспомним — именно она пускает среди гостей Фамусова заведомо ложную сплетню о сумасшествии Чацкого. И самое главное — понимая, что подобные разговоры неизбежно вынудят молодого человека уехать из Москвы, она все же даже впоследствии не опровергает их.
Насколько глубоко Софья умеет чувствовать, видно и по ее слепой любви к Молчалину, и также по тому, как она переносит разочарование. Услышав разговор Молчалина и Лизы, своей горничной, она мгновенно понимает всю сущность бывшего возлюбленного, который был готов для нее на все лишь потому, что она была дочерью «такого человека».
Гончаров в уже упоминавшейся статье «Мильон терзаний» выразил оригинальную трактовку отношений Софьи с Молчалиным. По его мнению, Софье, как девушке самостоятельной, решительной и сильной, был нужен человек, которому можно (и нужно) было покровительствовать, «муж-мальчик», «муж-слуга».
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для одних, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Так говорит она Чацкому о Молчалине. Это как нельзя лучше доказывает трезвость ее суждений: она понимает, что избранник не блещет интеллектом, но это-то ей и надо! Ей нужно кого-то любить, нужно, чтобы ее любили — молчаливо, скромно, не противореча — именно об этих качествах Софья не устает говорить Чацкому. Именно поэтому Гончаров считает, что «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье — она потеряла в лице Молчалина такого подходящего ей кандидата в мужья. И только мужественный характер позволяет ей перенести гнев отца и насмешки Чацкого в конце пьесы.
Если примитивно поделить персонажей на «плохих» и «хороших», что было характерно для предыдущей литературной традиции, где это деление было весьма очевидным, то Софья останется за пределами этой классификации, ее нельзя отнести ни к тем, ни к другим, она как бы посередине. Живя в доме Фамусова, дыша этой атмосферой, она все же близка Чацкому, и ни одна чаша этих весов не может перевесить. Ее образ стал одним из самых спорных в произведении, критики никогда не могли прийти к единому мнению, подвергая его анализу, но единственное, в чем они безусловно сходились, — это то, что присутствие в произведении подобного образа — это несомненный признак реализма, пусть даже и только зарождающегося в русской литературе.