«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
В письме к П. А.Катенину Грибоедов пишет о Чацком: «Кто-то со злости выдумал, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют.» Действительно, в развитии комедии «Горе от ума» очень важную роль играет выдумка о сумасшествии Чацкого. Но почему из одного слова вырос такой скандал? Чтобы понять это, надо рассмотреть жизнь и мораль фамусовского общества.
В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов изобразил только один день из жизни московского светского общества. Однако скольких людей успели обсудить за это время в доме Фамусова!
Поэтому молва является главным оружием этих людей, с ее помощью они могут изгнать неугодных из своего круга, как они сделали с Чацким. Молва также заменяет им память о прошлом, память о человеке, о его делах. Люди живут только для того,
Однако молва — это не только их память и оружие, но и просто их главное занятие. Ведь чем занимаются люди фамусовского общества — в основном болтают (Репетилов: «Всю ночь толкуют, не наскучит».). О других они знают все: их средства, историю жизни, сплетни об их родственниках и так далее (Хлестова: «Уж чужих имений мне не знать?»), но за этими стараниями знать все о других они не могут и просто не успевают узнать и понять себя, понять, зачем они живут, и им остается жить только ради молвы, потому что иначе молва оборачивается против них самих.
Люди фамусовского общества попадают в круговорот: каждый из них одновременно является творцом молвы и ее рабом, так как все, что он ни делает, он делает ради молвы, иначе молва его покарает. Перед молвой склоняются все и вся. Молва их царь и бог. Ради нее забывается даже дружба. Репетилов, который точно знает, чтоЧацкий не сумасшедший, сначала пытается отбиться от молвы, называя ее «химерами» и «дичью», но когда узнает, что «это так гласно», замолкает.
На молву работают все в этом обществе. К услышанному слову каждый добавляет свое.
Х л е с т о в а. Шампанское стаканами тянул.
Н а т а л ь я Д м и т р и е в н а. Бутылками-с, и пребольшими.
З а г о р е ц к и й. Нет-с, бочками сороковыми.
И вот молва растет, как снежный ком, и этим комом сбивает не только Чацкого, но и Софью, Молчалина, Фамусова и т. д.
Итак, молва царствует в фамусовском обществе, а так как женщины все же больше любят болтать и судачить, чем мужчины, то у них оказывается больше привилегий, и именно они оказываются ближайшими приспешниками молвы. Поэтому царство молвы можно назвать также женским царством.
Действительно, роль женщин в развитии интриги преобладает. Инициатива выдумки исходит от женщины (Софья), и полное ее принятие и подтверждение тоже исходит от женщины (княжна: «Про это знает целый свет!»). Женщины властвуют над мужчинами не только на словах, они полностью повелевают ими: «Мой ангел, Бога ради от двери дальше отойди!» И даже не так ласково: «Графиня гневаться изволит».
Апофеоз этих двух проблем