Тема нравственного выбора человека в произведениях М. Горького

В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.
В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей – следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей – пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного – помочь ему в этом. Сатин уверен, что действительно сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии – не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.
В одном из этих монологов Сатин говорит: “Старик – не шарлатан? Что такое правда? Человек – вот правда? Он это понимал. вы нет?” В этом, наверное, и состоит основной, ключевой момент произведения: соединение “правды Сатина”, оправдывающего Луку, с “ложью во имя спасения” Луки.
Направленность этой удивительной пьесы-притчи не только не является чем-то случайным для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем-то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только “что делать?”, но и “как делать?”, как воплотить, осуществить мечту. Потому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно, но вместе с тем в сложной запутанной жизни прозвучали общефилософские вопросы: правда – бог свободного человека, ложь – религия рабов и хозяев.
Та огромная правда жизни, какую Горький жадно собирал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим.
Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни – художественную энциклопедию конца XIX – начала XX в. Среди своих героев-искателей Горький неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об это так: “Моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, Бог – частица его сердца и разума”.
Мир горьковских произведений – это мир, постоянно изменяющийся, в нем необратимо осуществляются процессы “разрушения” и “созидания” личностей. Горький и здесь шел в ногу со своим временем: как в его отечестве все “стронулось” с неподвижной точки навстречу будущему. Так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры.
Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. В пьесе “На дне” мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного – не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.
Для Горького сила – в стремлении вперед “к свободе, к свету”. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды – искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Реализм возрождения в литературе.
Сейчас вы читаете: Тема нравственного выбора человека в произведениях М. Горького